Тихоокеанское
информационное агентство
19 Сентября 2024
Сейчас 11:17
91,67|102,04|66,91
12:10, 14 Мая 2015 | Новости общества Сахалина и Курил

В ОНФ считают, что «майский указ» по введению института ОРВ остается до конца не реализованным

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Во многих регионах к применению механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ) законопроектов подошли формально, а на муниципальном уровне процесс внедрения ОРВ так и не завершен. К такому выводу пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», изучив доклад, представленный правительством. Они также высказываются за проведение ОРВ в отношении проектов поправок не только в предпринимательской и инвестиционной сферах, как это происходит сейчас, но и в ЖКХ, образовании, здравоохранении и других социально значимых областях.

Президент России и лидер ОНФ Владимир Путин с целью повышения прозрачности деятельности власти поставил задачу в одном из «майских указов» установить обязательный для федеральных органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки. Задачей ОРВ является заблаговременное выявление в правовых актах излишних обязанностей, запретов и ограничений для предпринимателей, а также предпосылок к необоснованным расходам, в том числе бюджетным.

Правительство отчиталось о сделанном в этом направлении. В докладе кабмина говорится, что с 1 июля 2013 г. процедура ОРВ стала осуществляться на ранней стадии нормотворческого процесса (еще при подготовке проекта в ведомстве). Единой площадкой для обсуждения является портал regulation.gov.ru, на котором размещается информация о проектах нормативных правовых актов, а заключение об ОРВ подготавливается Минэкономразвития.

Однако рабочая группа ОНФ обращает внимание на то, что данная интернет-площадка функционально крайне неудобна для поиска документов. Это может препятствовать направлению предложений от заинтересованных граждан и организаций, а значит, и снижать заинтересованность в обсуждении. 

«Это приводит к тому, что на данный момент подготовка проектов законов фактически осуществляется без учета мнения граждан. Что подтверждается небольшим количеством поступающих предложений и низкой активностью публичных обсуждений на сайте. На наш взгляд, необходимо упростить механизм отправки предложений и замечаний на сайте, а также предусмотреть возможность проведения публичных обсуждений и отправки предложений альтернативным способом, например, при помощи электронной почты, обычным письмом и т. д. Также стоит пересмотреть процедуру информирования о подготовке проекта. В частности, можно размещать об этом информацию в СМИ, чтобы привлечь максимально широкий круг заинтересованных лиц к дискуссии», – считает эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко.

Эксперты рабочей группы также отмечают, что закрепление в законодательстве обязанности проведения ОРВ еще не означает действительного развития данных процедур на региональном уровне. Ряд субъектов лишь формально исполняет требование о внедрении процедуры ОРВ, приняв соответствующие нормативные акты, но не реализуя их на практике. Более того, на настоящий момент нормативные акты, регламентирующие порядок проведения ОРВ на муниципальном уровне, приняты не во всех городских округах, являющихся административными центрами субъектов.

Как следствие, в этих субъектах попросту не осуществляется подготовка заключений об ОРВ. Это подтверждает исследование, проведенное Центром ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза». В конце 2014 г. были опрошены 200 предпринимателей из 58 регионов. Выяснилось, что только 44% опрошенных знают, что такое ОРВ, причем в ряде регионов (например, Курской и Мурманской областях) эта цифра меньше 20%. А о том, как должна проводиться экспертиза региональных проектов нормативных актов, имеют представление только четверть из тех, кто вообще знает, что такое ОРВ.  

«Все это свидетельствует о том, что поручение главы государства и лидера ОНФ Владимира Путина не выполнено. На сегодняшний день признать данный механизм реально работающим без оценки практики применения ОРВ невозможно. Мы рекомендуем правительству сначала предоставить полную статистику – насколько в процентном отношении механизм оценки регулирующего воздействия был применен к принятым нормативным правовым актам. Только после этого можно будет делать какие-то выводы о внедрении этой процедуры. Не вызывает сомнений и то, что необходимо обсуждать поправки к законопроектам по всем социально значимым сферам, таким как ЖКХ, образование, здравоохранение. Как пример можно привести правительственное постановление о введении социальной нормы потребления электроэнергии, принятое в 2013 г. Оно не только не прошло ОРВ, но даже не было выложено для публичного обсуждение на сайт regulation.gov.ru. Чтобы этого не повторялось, будущие законы, по которым людям придется жить, нужно подвергать всесторонней и самой широкой оценке на всех этапах их разработки», – отметил Валерий Гальченко.

Рабочая группа «Общество и власть: прямой диалог» рекомендует оставить исполнение поручения президента по совершенствованию и развитию института ОРВ на контроле.

 

Напомним, что с марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ, создан механизм учета мнения Народного фронта при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?