Тихоокеанское
информационное агентство
9 Апреля 2025
Сейчас 18:21
85,46|93,78
00:00, 24 Октября 2006 | Новости общества Сахалина и Курил

Старая железнодорожная ветка может стать объектом туристического бизнеса

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

ЮЖНО-САХАЛИНСК. 24.10. ТИА «ОСТРОВА». 20 октября состоялся очередной пресс-тур журналистов региональных СМИ на Сахалинскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД». Объектом посещения на этот раз стала старая железнодорожная ветка, некогда соединявшая областной центр Южно-Сахалинск и порт Холмск. Предложение пресс-центра железнодорожников посетить закрытую в 1995 г. линию Южно-Сахалинск – Холмск было воспринято областными СМИ неоднозначно. Одним эта идея показалась неактуальной, опоздавшей, как минимум, лет на 10; другим – не просто любопытной, но и своевременной. Напомним, что построенная в 20-х г. прошлого столетия железнодорожная ветка Тоехара - Маока соединила между собой столицу губернаторства Карафуто (южная часть Сахалина, оккупированная японцами в 1905 г.) и незамерзающий морской порт на западном побережье острова. Строительство ветки продолжалось около 8 лет (1921-1928 гг.) и имело важнейшее стратегическое значение для освоения захваченных территорий. На сложнейшем участке дороги, проходившем через 2 хребта и малообжитые районы, было выстроено 15 тоннелей общей протяженностью 5 тыс. 87 м и 35 мостов общей длиной 1 тыс. 47 м. Позже, после освобождения в 1945 г. Южного Сахалина, островная магистраль протянулась на север до п. Ноглики, обеспечивая грузовые и пассажирские перевозки практически по всему острову. Однако ветка между Южно-Сахалинском и Холмском очень долго оставалась определяющей в железнодорожной инфраструктуре Сахалина. Соединяя железнодорожные линии западного и восточного побережья, она являлась кратчайшим путем для переброски основных грузопотоков, поступающих с материка через паромную переправу, в областной центр и далее по области. Любопытно, что именно на этом участке дороги, как самом сложном и опасном, свой последний экзамен перед получением законного права на управление паровозами, а после 1967 г. тепловозами, держали практически все машинисты островной магистрали. Не зря считалось у машинистов – прошел перегон Холмск-Южный – можешь работать самостоятельно. С историей СахЖД неразрывно связаны десятки имен машинистов, которые не только сами осваивали свою профессию на этом уникальном маршруте, но и обучили тех, кто и настоящий момент составляет цвет и славу островных железнодорожников. Это Николай Марченко, Иван Семкин, Виктор Евдокимов, Михаил Гончаров, Борис Козырь, затем Вячеслав Юрков, Сергей Иванов, Иван Михайлов, Владимир Моров, Владимир Горбачев, Виктор Боган. Из тех, кто продолжает трудиться, особого внимания заслуживает Борис Медведев, это он по праздникам «заправляет», или «затапливает» последний действующий на дороге паровоз. Программа пресс-тура была предельно насыщена. На уже закрытой линии Холмск – Южно-Сахалинск представителям региональных СМИ удалось побывать на уникальном инженерно-путевом сооружении, не имеющем аналогов ни на одной из дорог сети. Буквально в двух километрах от станции Николайчук, первой от Холмска, в глухом распадке, куда журналисты добрались на мотовозе, открывается великолепный вид на знаменитый «Чертов» мост, высотой 49 м и длиной около 120 м. Прямо под ним находится портал одного из самых длинных тоннелей перегона (850 м), через который дорога, сделав 3-километровую петлю, через второй тоннель выходит наверх, уже к мосту. По настойчивой просьбе журналистов начальник участка Холмской дистанции пути Константин Салыкин организовал экскурсию через оба тоннеля, а ее венцом стал общий фотоснимок на фоне знаменитого моста. П. Ожидаево находится в долине между двумя перевалами, и все паровозы останавливались здесь, чтобы пополнить запасы воды, «почиститься», или сбросить излишки золы. Интересно, что в полуопустевших поселках между Южным и Холмском продолжают жить бывшие железнодорожники. С некоторыми из них удалось встретиться и переговорить. Таисия Баныгина, проработала на железной дороге 28 лет, 23 из них стрелочницей. К тому времени, когда станцию закрыли, она была уже на пенсии. «Много лет уж прошло, но до сих пор все помню, даже свистки паровозов снятся. В поселке осталось 13 человек и все бывшие работники дороги, в основном пенсионеры. Занимаемся в основном огородами, кто-то птицу да скотину держит». Олег Войтиков работал слесарем дистанции сигнализации и связи, после 1995 г. ушел на сейсмологическую станцию. Так и работает, иной раз, выбираясь на рыбалку. Кстати, его мама – Валентина Войтикова – была последним начальником станции Ожидаево. Со стороны Южно-Сахалинска в район станции Новодеревенская, первой от областного центра, пришлось добираться уже на автобусе, хотя в этот дачный поселок, как и в Николайчук, ходит пригородный дизель-поезд. Станция находится на 17 км, а первые тоннели, галереи и мосты на этом не менее живописном перегоне начинаются лишь с 22 км. Так что оставшийся путь для завершения экскурсии самые дотошные и любознательные журналисты преодолели пешком, и ни чуть не пожалели об этом. Примечательно, что в этой поездке журналистов сопровождал ветеран островной магистрали, бывший машинист паровоза, в недавнем прошлом начальник локомотивной службы дороги, а ныне директор музея СахЖД Юрий Проселков. Таким образом, увиденное собственными глазами, личные встречи со специалистами и бывшими работниками островной магистрали помогли журналистам не только связать прошлое и настоящее дороги, но и увидеть в известной мере ее будущее. Ни у кого из представителей СМИ не возникло сомнений в том, что оба участка этой уникальной ветки со стороны Холмска и Южно-Сахалинска будут интересны туристам любого уровня. Не зря за последнее время о железной дороге, как еще об одной возможности развития туризма в регионе, то и дело вспоминают в кабинетах областной власти. Дело за малым – найти инвесторов для восстановления части пути, организации сервиса, составления туристических программ и так далее, чтобы все соответствовало принятым стандартам. Кстати, участвовавший в пресс-туре корреспондент японской вещательной корпорации NHK господин Сасса Кадзуто, уверен, что интерес со стороны туристов страны Восходящего солнца к данным маршрутам будет гарантирован. Возможно, очень скоро на Сахалине появятся новые туристические маршруты - в историю региона, островной магистрали, или просто на отдых, благо туристов на Сахалине только прибывает. Об этом ТИА «Острова» сообщил пресс-секретарь СахЖД Сергей Дащинский.


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


Это читают

Опрос


Как по-вашему, на Сахалине в последние годы изменился климат?