Тихоокеанское
информационное агентство
22 Декабря 2024
Сейчас 18:49
102,34|106,54|66,91
13:05, 29 Октября 2015 | Новости общества Сахалина и Курил

Попытка примирить сахалинские КМНС провалилась

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

В Южно-Сахалинске состоялось мероприятие, которое одни называют внеочередным съездом представителей коренных малочисленных народов севера Сахалина, а другие – сбором единомышленников, не имеющих право высказываться за всех членов сообщества КМНС.

Организаторы, анонсируя мероприятие, говорили, что планируют обсудить проблемы и пути их решения в сфере социально-экономического положения аборигенов, а также меры по объединению народов с целью остановить раскол в обществе КМНС. Участие в съезде должны были принять более 50 делегатов от нивхов, уйльта, эвенков и нанайцев из районов Сахалина, и столицы области.

Впрочем, остановить раскол в сообществе КМНС сбор не смог, скорее, даже наоборот – он подчеркнул его глубину.

Сегодня в области есть две группы членов коренных этносов, которые не могут найти взаимопонимания. Первую возглавляет Алексей Лиманзо, вице-президент Ассоциации КМНС Сибири и Дальнего Востока, во вторую входят сторонники Регионального совета уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области. Оба клана, надо сказать, провозглашают примерно одно и то же – защиту интересов коренных этносов, сохранение традиционного уклада и прочее. Но договориться они не могут. В 2013 году, когда Алексей Лиманзо проводил аналогичное мероприятие, председатель регионального совета Федор Мыгун подписал обращение, в котором обвинял Лиманзо в дестабилизации ситуации, нагнетании конфронтации в среде КМНС и политических амбициях – он три раза баллотировался на должность (оплачиваемую) представителя КМНС в областной думе, но каждый раз не добирал голосов.

Тот съезд признали нелегитимным, и у нынешнего мероприятия, скорее всего, та же участь.

Один из организаторов встречи - Алексей Лиманзо говорит, что это единственная возможность в преддверии формирования нового правительства региона донести до властей свою точку зрения, что целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы" фактически провалена, а условия жизни КМНС постоянно ухудшаются.

Хотя на съезде зарегистрировался 51 участник, было ощущение, что не все четко понимают, зачем собрались. Нет, они голосовали за какие-то резолюции, которые не разъяснялись, путались - какого цвета мандаты поднимать при голосовании.

- Нам нужно 200 млн. Кто за? – говорили организаторы.

И все единогласно голосовали за 200 млн. 

На встрече говорили о старых проблемах коренных народов. О том, что среди представителей малых этносов очень много безработных, что условия их жизни, в подавляющем большинстве, хуже, чем у других сахалинцев – большинство живет в ветхом жилье, в вымирающих неперспективных селах, а это убивает всякую надежду на переезд в новые дома. Кстати, при этом численность КМНС в области постоянно растет. Но что толку, если родной язык дети не изучают, не могут вести традиционный уклад. Рыбопромысловые участки родовые хозяйства не получают. И между представителями КМНС и правоохранительными органами идет перманентная перепалка, в ходе которой первые обвиняют власти в уничтожении традиционного образа жизни, а вторые первых, что под маской рыболовства идет настоящее браконьерство и квоты КМНС получают люди отношения к родовым хозяйствам не имеющие.

В общем, все эти вопросы поднимались много раз. И не только сторонниками Лиманзо.

Но почему же представители коренных этносов, которых на Сахалине всего чуть больше 4000 человек, не могут договориться? И тут есть версия, что дело, на самом деле, в деньгах. Съехавшиеся на нынешнюю встречу утверждают, что решения, касающиеся жизни КМНС, принимает небольшая группка чиновников, которым власть дала должности и зарплаты взамен на полную лояльность. Например, Екатерина Королева, представлявшая в думе КМНС потом перешла на работу в правительство области, а ее сменил, и уже второй срок сидит в облдуме Владимир Агнюн. И что помощь КМНС если и идет, по только по определенным адресам, а все остальные выживают, как могут.

Вообще, тема помощи КМНС запутана и сложна. В 2005 году появился план, разработанный в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве между правительством области, Региональным советом уполномоченных представителей КМНС Сахалина и компанией Sakhalin Energy.

План появился не вдруг. 2004 и 2005 годы ознаменовались протестными выступлениями представителей КМНС, они даже перекрывали на время федеральную трассу, привлекая внимание к своим проблемам. У Алексея Лиманзо в той истории была достаточно яркая роль – он был одним из самых заметных участников протеста.

Было решено, для поддержки традиционной экономической деятельности коренных народов Севера Сахалина, а также для решения проблем занятости и экономического развития, разработать специальный план содействия. Для финансирования выбраны следующие направления: здравоохранение, образование, культура, обучение. Бюджет программы социального развития на первый пятилетний период составлял 300 тыс. долларов США, на второй - уже 312 тысяч долларов. Сумма достаточно большая, чтобы за нее побороться, но недостаточно большая, чтобы хватило на всех. Кстати, именно сейчас формируются предложения, которые лягут в основу третьего Плана. И, скорее всего, бюджет опять будет чуть увеличен.

В рамках плана выделяли стипендии студентам, выпускались книги, в том числе и первый в истории букварь языка народа уильта, и многое другое.

После реализации первого пятилетнего Плана, рабочая группа по составлению второго Плана содействия внесла предложение, что родовые хозяйства нужно не кормить безвозвратными субсидиями, а приучать брать кредиты, пусть и под минимальный (3%) процент. Так родилась программа микрокредитования. Деньги на это основной спонсор «Сахалинская энергия» переводил в фонд "Батани". Куратором программы микрокредитования стал Алексей Лиманзо. К этому фонду у других представителей малочисленных этносов есть вопросы.

- Мы получили отчеты по всем программам Плана содействия, - говорит Зоя Роник, член правления Высшего органа Плана содействия. – Но по программе микрокредитования его до сих пор нет. Мы получили табличку, в которой указано, кому и сколько направлено, но нам нужна не табличка, а финансовые документы – платежные поручения, подтверждающие, что деньги отправлены родовым хозяйствам, и что их вернули. Их так и нет.

С этой программой кредитования вообще получается интересно. «Сахалинская энергия» переводит деньги в «Батани», фонд выделяет займы родовым хозяйствам, а сам живет на проценты.

- Лиманзо отчитался по нулям, - говорит Зоя Роник. - То есть каким-то странным образом денег в фонде не оказалось. Они потрачены.

Скандал с деньгами «Батани» вышел в интернет. Зоя Роник написала о нем на сайте общественной организации "КыхКых".

Алексей Лиманзо все обвинения отвергает. Говорит, что никаких публикаций, обличающих его, не читал, но, даже если они и есть, то не имеют под собой основания.

На самом деле, судя по всему, к Лиманзо, как управляющему программы микрокредитования, у основного спонсора «Сахалинской энергии» претензий нет. По крайней мере, astv.ru об этом ничего неизвестно.

Впрочем, возможно отсутствие претензий можно объяснить и другими обстоятельствами. Дело в том, что очень часто лагеря КМНС обвиняют друг друга в клановости. И Алексей Лиманзо - особенно частый объект критики. Председателем комитета программы поддержки малочисленных народов – того самого органа, что утверждает смету расходов фонда "Батани", является родной дядя Алексея Лиманзо - Ким Лиманзо, который является еще и председателем кредитного совета программы микрозаймов "Сахалинской Энергии". Группу по взаимодействию работы с коренными народами "Сахалинской энергии" возглавляет двоюродная сестра Лиманзо Юлия Завьялова. Еще одна сестра Алексея - Светлана Санги является координатором Плана содействия.

Впрочем, самым главным человеком в клане является дядя Алексея Лиманзо писатель Владимир Санги. Он безусловный моральный авторитет, символ всех коренных этносов Сахалина. Он известен далеко за пределами области и даже России.  80-летний юбилей писателя отмечали в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже.

 

Его поддержка очень сильно укрепляет позиции Лиманзо. Санги – фигура по-настоящему знаковая. Он первый нивхский писатель, фактически основатель нивхской литературы. Нивхский алфавит, первый нивхский букварь - все это заслуга Санги. Он, пожалуй, самый главный поборник восстановления традиционного уклада и доходит в этом едва ли не до крайностей. По его словам, коренные народы Сахалина переступили черту гуманитарной катастрофы и выйти из этого положения смогут только с помощью чрезвычайных мер - нивхи должны стать полноправными владельцами своих угодий. И это должно быть закреплено юридически. 

Не так давно его сын Руслан сменил имя. Владимир Санги сам провел обряд переселения душ по нивхскому обычаю народа нивхгун, и теперь в Руслана вселился дух, который является отцом матери Владимира Санги. Сам Санги является вождем племени Кетнивгун.

Авторитет Владимира Санги, поддерживающего «оппозиционеров», конечно очень укрепляет их позиции.

И тут уже мало кто вспоминает, что Владимир Санги, вообще-то, наполовину китаец. Отцом Владимира Санги был этнический китаец Ли Ман (Мен) Зю, который приехал в 30-х годах работать на Сахалин. Здесь у него родились трое детей (кроме Владимира, был еще Василий и дочь Нина). В 1938 году Ли Ман Зю был репрессирован, и сыновья приняли фамилию Санги.

А дочь стала Лиманзо. Позднее Нина вышла замуж за гражданина Кореи Ким Чун Гиль, у них родился сын Геннадий Лиманзо, отец Алексея. Геннадий женился на женщине, у которой пополам нивхской и корейской крови. Так что у Алексея Лиманзо - нивхских корней, не сказать, чтобы очень много.

Вообще, это замечательная иллюстрация ситуации – 4 тысячи нивхов, уильта, ороков, нанайцев не могут друг с другом договориться. Один за другим проходят съезды, которые признаются нелегитимными. За разговорами о коренном укладе угадываются большие деньги. А главным нивхом области стал китаец.


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?