Бензин в России будет стоить как в Европе
Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».
Российское правительство всеми силами пытается обуздать продолжающийся рост цен на моторное топливо. Вчера глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила о том, что в правительстве не исключают, что введенные с 1 мая повышенные экспортные пошлины на топливо будут перенесены и на следующий месяц. Правда при этом министр поспешила оговориться, что введение заградительных пошлин является временной мерой, а для регулирования рынка необходимы более системные меры – например, новая система налогообложения нефтяной отрасли. Напомним, что с 1 мая экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, включая бензин, была повышена с $283,9 до $304 за тонну. До повышения ставка исчислялась исходя из коэффициента 0,67 к пошлине на нефть. С 1 мая для бензина этот коэффициент был повышен до 90%. Повышение пошлин стало ответом на бензиновый кризис, возникший в начале весны. За короткое время дефицит топлива начался более чем в десяти регионах. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в Алтайском крае, на Сахалине, в Санкт-Петербурге, Воронеже и Новосибирске. В результате, на Алтае была резко ограничена продажа бензина. Доходило до того, что автозаправочные станции крупнейших региональных операторов рынка – «Газпром нефть» и «Роснефть» – отпускали не более 20 л бензина на машину. Дефицит топлива привел к резкому росту цен. С 1 по 9 мая, когда снабжение большинства АЗС было еще более затруднено в связи с праздниками, на ряде заправок цена наиболее ходового бензина А-92 достигала 30 руб. за литр. Дефицит топлива породил ажиотажный спрос со стороны перепуганных автовладельцев, который усугубил ситуацию, спровоцировав многочисленные спекуляции. Создается впечатление, что весенний скачок топливных цен стал для правительства полной неожиданностью. Чиновники и представители Генпрокуратуры поспешили обвинить в происходящем производителей и поставщиков нефтепродуктов, якобы вступивших в сговор с целью перенаправить топливо с внутреннего рынка на внешний. Решить проблему попытался Владимир Путин, объявив о введении с 1 мая запретительных экспортных пошлин. Премьер потребовал представить ему список всех топливно-сбытовых компаний. «Нам нужен реестр всех сбытовых компаний и так называемых независимых», – отметил глава правительства, пояснив, что «с ними нужно выработать такие отношения, «чтобы у регулирующих организаций была полная информация о том, что там происходит». Вице-президент крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Ромашов, отвечающий за блок нефтепродуктообеспечения, был временно отстранен от исполнения своих обязанностей. Однако демонстративный акт «ручного управления», похоже, не принес особых результатов. Несмотря на то, что топливо на АЗС начало появляться, цены на него снижаться не торопятся. Тот факт, что правительство рассматривает возможности продления срока действия заградительных пошлин, свидетельствует о невысокой эффективности подобных действий. В основе нынешнего роста цен на топливо лежит объективная ситуация на мировом рынке. В Европе, например, в последнее время бензин и дизельное топливо заметно поднялись в цене, притом что в России на протяжении нескольких месяцев правительство предпринимало рыночные и нерыночные действия по сдерживанию их роста. Одной из основных причин давления на внутренний топливный рынок тогда (да и сегодня тоже) стало введение акциза, повышающего стоимость литра топлива на 1 рубль. По расчетам правительства, акциз станет источником наполнения возрожденного дорожного фонда. По словам министра финансов Алексей Кудрина, восстановленная «копилка» позволит России в 10 лет довести «российские дороги до европейского уровня». Впоследствии тема данного акциза не часто поднималась в публичных выступлениях российских чиновников. Дело в том, что его введение должно было компенсировать предполагаемую отмену транспортного налога с автовладельцев. Подобный налог является экономическим анахронизмом и давно не используется в большинстве развитых стран. Однако россиян ждало разочарование. Вместо отмены дорожного налога правительство лишь сократило вдвое его базовую ставку, сохранив за регионами право использования огромных повышающих коэффициентов. В итоге, автомобилисты оказались обмануты дважды. С одной стороны, снижение базовой ставки было практически полностью компенсировано региональными властями через повышающие коэффициенты. С другой – введен был и тот самый акциз, лежащий в основе повышения стоимости топлива. Таким образом, механизм роста цен был сформирован еще в начале января. Зимой сдерживать цены удавалось посредством административного воздействия. С началом весны «ручное управление» оказалось бессильным, так как на указанный базовый фактор наложились другие объективные обстоятельства. В условиях искусственного сдерживания цен на внутреннем рынке и их роста на внешнем рынке производители и трейдеры устремили свои взгляды за рубеж. Резкий рост объемов экспорта нефтепродуктов привел к дефициту и удорожанию их на внутреннем рынке. Введение заградительных пошлин, возможно, позволит восстановить баланс предложения на рынке. Однако нет оснований полагать, что в результате бензин будет стоить, как раньше. С одной стороны, давить на ценник будет упомянутый акциз, с другой – перед производителями будет маячить ориентир европейских цен. Все это оставляет мало шансов на возврат к прошлым ценовым уровням. Самое же печальное в том, что на ситуацию уже практически невозможно повлиять даже посредством «ручного управления». Напротив, административное сдерживание цен зимой только усилило эффект сжатой пружины, распрямившейся в самый неподходящий момент. Созданный в начале года и активно поддерживаемый в зимние месяцы дисбаланс будет неизбежно стремиться к выравниванию.
Комментарии - 0
Еще материалы в рубрике:
Новости экономики Сахалина и Курил

Это читают

16:01 Сегодня Два новых дома на 180 квартир готовятся к заселению
09:00 Сегодня Сахалинская область занимает второе место в акции «БумБатл» среди «Малых регионов»
09:39 Сегодня Конференция «Родная речь» на языках коренных малочисленных народов прошла на Сахалине
11:02 Сегодня Концерт авторской песни «Варианты осени» пройдёт в СахОУНБ
17:55 11 Ноября Персональная выставка из бисера Натальи Лобкиной открылась в СахОУНБ
11:40 14 Ноября Молодые жительницы Сахалина стали жертвами мошенников
16:12 14 Ноября Итоги первого года работы пункта приема отходов на Сахалине
09:40 14 Ноября 5 фактов о строящемся водозаборе «Южный»

09:00 30 Октября Горбач запечатлён у Южно-Курильского маяка
14:22 31 Октября Сахалинские ветераны СВО получили автомобили от фонда «Защитники Отечества»
11:26 1 Ноября Пожарные ликвидировали огонь в расселённой квартире Шахтёрска
13:55 7 Ноября Жительница Невельска осуждена за сбор денег на фальшивую трагедию
Выбор редакции
- 17:51 Сегодня Вторые межмуниципальные казачьи гулянья прошли в Южно-Сахалинске
- 17:14 Сегодня Коммунальные службы Поронайского района продолжают устранять последствия циклона
- 16:32 Сегодня Самые романтичные книги Тургенева предпочитают жители Сахалина
- 16:01 Сегодня Два новых дома на 180 квартир готовятся к заселению
Мои острова - моё будущее

09:25 29 Ноября Студентка Алина Нурланова: На Сахалине есть все, чтобы строить здесь свое будущее
21:00 25 Ноября Скалолаз Александр Назин: На вершине чувствуешь себя свободным
11:10 15 Ноября Художница Марина Пузик: Хочу сделать Сахалин красивее
21:29 8 Ноября Сооснователь фотомастерской Александр Гайворон: Никто не покажет Сахалин лучше сахалинца
Опрос
В какую сторону изменился Южно-Сахалинск за последние 10 лет?





