26 Апреля 2024
10:31, 20 Ноября 2008 | Новости общества Сахалина и Курил

Таинственный объект из темной материи атакует Землю

Как говорится в статье в журнале Nature, опубликованной группой исследователей из Китая, Германии, США, а также из российского НИИ ядерной физики МГУ, возможно объект состоит из темной материи. «Это большое открытие. Впервые мы обнаружили дискретный источник космических лучей, выделяющийся из общегалактического фона», - говорит 1 из авторов исследования Джон Вефел (John Wefel) из Университета Луизианы, слова которого приводятся в сообщении НАСА. Галактическими космическими лучами называют потоки элементарных частиц - протонов, нейтронов и электронов, а также заряженных ионов, летящих со скоростями. Как полагают ученые большинство из них ускоряется почти до скорости света во время взрыва сверхновых звезд и других подобных событий. Они летят в сторону Земли со всех направлений. Авторы исследования изучали космические лучи с помощью специальных детекторов, которые поднимали в стратосферу над Антарктикой с помощью аэростатов. Детектор ATIC, как и ожидали ученые, зафиксировал обычную для космических лучей смесь протонов и ионов, но обнаружил и необычное явление - избыток электронов высоких энергий. Вефел сравнил это с ситуацией на дороге, где среди обычных машин вдруг появляется сразу десяток роскошных «Ламборджини». «Вы не ожидаете увидеть так много спортивных машин на дороге - или так много электронов высоких энергий в космических лучах», - говорит он. В течение пяти недель наблюдений в 2000 и 2003 гг. детектор зафиксировал 70 электронов с энергиями от 300 до 800 гигаэлектронвольт. «Источник этих экзотических электронов должен находиться относительно близко к Солнечной системе - не дальше килопарсека», - говорит соавтор исследования Джим Адамс (Jim Adams) из Центра НАСА имени Маршалла. Он поясняет, что электроны, летящие сквозь космос быстро теряют энергию при столкновениях с фотонами и от воздействия галактического магнитного поля. Некоторые из авторов исследования полагают, что источник энергичных электронов находится в нескольких сотнях парсек от Земли. 1 парсек равен примерно трем световым годам, диаметр нашей галактики составляет около 30 тыс. парсек. «К несчастью, мы не можем указать положение источника электронов на небе», - говорит Вефел. Хотя детектор ATIC может отслеживать направление, откуда прилетела частица, но он сам находится в гондоле аэростата, летящего и вращающегося по воле ветра. Одним из возможных объяснений происхождения загадочных электронов может быть близко расположенный пульсар, или черная дыра - они способны ускорять электроны до этих энергий. Другим возможным источником электронов может быть темная материя. Существует класс физических теорий, так называемых теорий Калуцы - Клейна, с помощью которых физики пытаются объединить гравитацию и другие фундаментальные взаимодействия, - электромагнитное, слабое, сильное, вводя дополнительные пространственные измерения. Одним из объяснений природы загадочной темной материи - материи, которая никак не взаимодействует с обычным веществом, обнаруживая себя только гравитацией - служит утверждение, что ее частицы находятся как раз в этих «лишних» измерениях. Частицы темной материи, согласно теории Калуцы - Клейна, могут аннигилировать друг с другом, порождая фотоны и электроны высоких энергий, которые и фиксирует детектор ATIC. «Наши данные можно объяснить существованием по соседству с Солнечной системой облака или сгустка темной материи. В частности, теория Калуцы - Клейна говорит о существовании частиц с энергией 620 гигаэлектронвольт, которые могут при аннигиляции порождать электроны такой же энергии, как и те, что мы наблюдали», - говорит Вефел. Ученые надеются, что гамма-телескоп «Ферми» поможет обнаружить источник загадочных электронов.