Шойгу продлил полет Ту-160
Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».
Недавнее заявление Шойгу о необходимости возобновления производства стратегических ракетоносцев Ту-160 вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Одни радовались, что этих необыкновенно красивых машин в нашей армии станет больше. Другие хмурились, прикидывая, насколько это решение замедлит производство ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Стратеги НАТО рефлекторно поежились, а те, кому по должности положено, заныли о нехватке теплых туалетов.
Однако министр обороны заявление сделал, значит, строить будут. В этом сомневаться не приходится. Осталось только разобраться, как сочетается строительство дополнительных «Белых лебедей» с разработкой и выпуском перспективного комплекса дальней авиации. Ту-160, конечно, не атомный подводный крейсер, но тоже товар штучный. Всего на данный момент у нас таких 16 штук. И все именные. Последний вставший в строй ракетоносец носит имя Виталия Копылова, под руководством которого Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) освоило серийное производство этих машин.
Стоят такие ракетоносцы очень недешево, что вызывает законные вопросы у всех, кто ждет появления в нашей армии ПАК ДА. Однако главком ВВС Виктор Бондарев считает, что других вариантов, кроме как параллельного наращивания парка Ту-160 и разработки нового перспективного ракетоносца, быть не может.
В перспективе министерство обороны планирует заказать еще не менее 50 Ту-160 и модернизировать все имеющиеся. Но, чтобы понять причины этого заказа, стоит сначала разобраться, что из себя представляет Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который в теории должен заменить стоящие сейчас на вооружении самолеты дальней авиации.
Самолет будущего
Работы над перспективным стратегом начались еще в 2009 году. Выбор Минобороны вполне ожидаемо пал на конструкторское бюро Туполева, с которым был заключен контракт на проведение НИОКР по теме ПАК ДА. Эскизный проект был закончен уже в 2012, а к 2014 году Михаил Погосян заявил об успешном завершении работ над проектом.
Несмотря на всеобщие ожидания и высказывания Рогозина, гиперзвукового бомбардировщика проектировать не стали. Самолет получился исключительно дозвуковым. При выборе между скоростью и пониженной радиолокационной заметностью победила малозаметность. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло» и отличается формой корпуса, способствующей рассеиванию лучей локаторов.
Нельзя не признать, что такой подход логичен для ракетоносца. Времена свободнопадающих бомб постепенно уходят в прошлое, самолет становится платформой для запуска ракет, а потому ему совершенно необязательно пролетать прямиком над целью. Достаточно выйти на расстояние пуска ракет, а в этом деле не всегда скорость важнее скрытности перемещения.
Правда, в качестве компенсации относительной тихоходности, перспективный ракетоносец может получить гиперзвуковое вооружение, но первые образцы ожидаются к началу 20-х. Однако и сам ПАК ДА должен подняться в воздух не раньше 2019 года. Пока же идет разработка узлов будущей машины.
Концерн «КРЭТ» занят авионикой и системами бортового радиоэлектронного оборудования. В целях уменьшения расходов на производство планируется использовать некоторые узлы, уже обкатанные на Т-50, однако систему радиоэлектронной борьбы обещают принципиально новую.
Полным ходом идут работы над двигателем. Самарское предприятие «Кузнецов» уже полгода как гоняет на испытаниях готовую модель. По заявлениям пресс-службы предприятия, удалось добиться характеристик, приближенных к требуемым. Конструкторские работы продолжаются.
Развитие белого лебедя
В то же время идет модернизация стоящих на вооружении Ту-160. Началась она в 2012 году и проходит в три этапа. Первый уже пройден — это замена оборудования, произведенного еще в Советском Союзе, на российское. На втором этапе происходит замена уже российского радиолокационного и навигационного оборудования девяностых годов на современные аналоги. И к 2017 году в войска должны поступить модернизированные двигатели НК-32 с обновленными электронными схемами. Кроме того, проводится последовательный капитальный ремонт всех имеющихся в наличии машин.
Здесь надо отметить, что созданный в восьмидесятых ТУ-160, как и другие передовые отечественные разработки, обладает большим потенциалом для модернизации. Этот подход зародился еще во времена Великой Отечественной войны.
Самолет попросту еще не раскрыл весь свой потенциал, поэтому нет ничего удивительного в постоянно вносимых усовершенствованиях. Появляются новые технологии радиоэлектронной борьбы, усовершенствуется навигационное оборудование, улучшается аппаратура связи. В конце концов, разрабатываются новые системы вооружений.
За время своего существования Ту-160, который изначально позиционировался исключительно как ракетоносец, получил возможность использовать свободнопадающие бомбы разных калибров, морские мины и бомбовые кассеты. А принятая на вооружение практически одновременно с ним ракета Х-55 была модифицирована до Х-555. В результате мощность заряда выросла, а точность попадания увеличилась в 5 раз. Правда, на 500 километров уменьшилась дальность действия, но это удалось компенсировать конформными баками.
А нужно ли это?
Так зачем же модернизировать, а уж тем более, строить дополнительно пусть даже и очень хороший самолет, если его все равно должен заменить ПАК ДА? Тратить немаленькие деньги, обучать пилотов, содержать, ремонтировать? На то есть три вполне разумные причины.
Во-первых, поскольку перспективный ракетоносец будет дозвуковым, то логично предположить, что идет он, в первую очередь, на замену Ту-95. То, что в США решили продлить эксплуатацию ровесника нашего девяносто пятого — Б-52 аж до 2040 года, совсем не означает, что и нам стоит цепляться за самолет, разработанный в начале пятидесятых. Он снят с производства 13 лет назад и куда больше, чем Ту-160, подходит для кандидата на постепенный вывод из состава вооруженных сил.
Во-вторых, первый полет ПАК ДА намечен на 2019 год. А государственные испытания на 2021. Пока пройдут все испытания, пока произведут заметное количество новейших ракетоносцев и обучат экипажи. Это еще несколько лет. В итоге он станет полноценной силой ближе к концу двадцатых. Хорошо бы, чтобы за это время имеющиеся в наличии Ту-160 не пригодились, но Министерство обороны не может подходить к вопросу государственной безопасности с такой обывательской точки зрения.
В-третьих, инфраструктуру необходимо поддерживать. Если на ближайшие 5-7 лет казанский авиастроительный завод перейдет от постройки ракетоносцев на выпуск конверсионных кастрюль и чайников, то сможет ли он вернуться к былому уровню производства? А двигателисты, специалисты по авионике, ракетам? В конце концов, обслуживание стратегического ракетоносца — задача не из легких, аэродромные техники тоже должны заниматься своим делом. Уже сейчас то тут, то там возникают разговоры о том, что нарушена преемственность поколений, а если сделать перерыв еще на несколько лет, то молодым специалистам будет попросту не у кого учиться.
Так что когда следом за ПАК ДА начнет поступать в войска сверхновый гиперзвуковой орбитальный ракетоносец, тогда можно будет подумать об отправке Ту-160 на заслуженный отдых. А пока «Белый лебедь» определенно нужен. И уж точно не в количестве 16 штук.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3790905/post363451006/
Комментарии - 0
Еще материалы в рубрике:
Новости общества Сахалина и Курил

Это читают
09:00 Сегодня Сахалинский водоканал промыл более 50 километров сетей водоснабжения в 2025 году
09:43 Сегодня Автомобиль врезался в опору освещения в Южно-Сахалинске
11:33 Сегодня В парке Южно-Сахалинска планируют обновить зону аттракционов
10:02 Сегодня Новая аллея со скульптурой цапли появилась в Анивском районе
13:32 12 Сентября Стала известна праздничная программа Дня рождения Южно-Сахалинска
16:04 12 Сентября В Южно-Сахалинске 13 сентября будут действовать запреты на парковку
16:45 11 Сентября В сахалинском краеведческом музее открывается выставка свадебных традиций народов России
10:13 12 Сентября Сахалинские юниоры завоевали бронзу Кубка Дальнего Востока по ГТО
09:43 20 Августа Жители дома №48 по улице Есенина в Южно-Сахалинске недовольны темпами ликвидации последствий коммунальной аварии
13:19 29 Августа Военные на Сахалине успешно провели учения по защите военной колонны
09:03 22 Августа В Южно-Сахалинске состоится бесплатный концерт Полины Гагариной
15:26 5 Сентября Южно-Сахалинск готовится отметить День города масштабным фестивалем "По-семейному"
Выбор редакции
- 10:56 Сегодня Сахалинские атлеты завоевали четыре серебряные медали на Спартакиаде
- 10:55 Вчера Более 400 юных сахалинцев преодолели полосу препятствий на гонке "Pride Race"
- 17:54 16 Сентября Сахалинец принял участие в установлении рекорда России по гребле-индор
- 09:54 16 Сентября Жители Сахалинской области должны определиться с формой получения льгот до 1 октября
Мои острова - моё будущее
09:25 29 Ноября Студентка Алина Нурланова: На Сахалине есть все, чтобы строить здесь свое будущее
21:00 25 Ноября Скалолаз Александр Назин: На вершине чувствуешь себя свободным
11:10 15 Ноября Художница Марина Пузик: Хочу сделать Сахалин красивее
21:29 8 Ноября Сооснователь фотомастерской Александр Гайворон: Никто не покажет Сахалин лучше сахалинца
Опрос
В какую сторону изменился Южно-Сахалинск за последние 10 лет?