Тихоокеанское
информационное агентство
23 Декабря 2024
Сейчас 06:12
102,34|106,54|66,91
09:49, 2 Июня 2015 | Новости экономики Сахалина и Курил

Налог на «безработных»

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Фото: Эксперт Владимир Громковский

Роструд предполагает ввести «социальный сбор» с безработных, понимая под ними всех, по бумагам не трудоустроенных, но и не числящихся на бирже труда. Повод: казна испытывает трудности с наполнением. Причина: многие люди предпринимают или работают по найму в «тени», ни сами платят ни налогов, ни платежей в пенсионный и иные социальные фонды, ни наниматели таких «теневых» работников ничего не платят. Однако и пенсию намерены получать, и от бесплатных школ, университетов, лечебниц не отказываются. Не вдаваясь в вопрос справедливости, рассудим об экономической целесообразности предложений Роструда.

Всякое повышение налоговой нагрузки на предприятия всегда вызывает снижение продаж (оно же снижение ВВП). И в первую голову, законных, видимых налоговыми органами продаж, потому что часть предприятий просто закроется, но другая часть окажется в тени. Это сразу уменьшит налоговые поступления, как было и в 2011 году, когда необдуманно повысили социальный налог с 26 до 32%. Перекроют ли это уменьшение дополнительные поступления от сборов с безработных? По опыту, не перекроют. Невозможно уйти в тень частично, на величину дополнительной налоговой тягости. Так что казна потеряет и то, что ранее получала исправно. Такая потеря не может не превышать приварка от новых сборов.

Возразят, что сборы с мнимых безработных не имеют отношения к предприятиям. Вздор. Во-первых, пусть бы и не имели: любой дополнительный сбор уменьшает доход, которые граждане тратят на покупку товаров и услуг. На его величину сократятся розничные продажи, а стало быть, и поступление налогов с продаж и с торговых заведений (косвенный вред от повышения налогов на частных лиц). Во-вторых, если сбор касается теневой занятости,  он, волей-неволей, влияет на нанимателей (предприятия). Равновесие на рынке труда связано со всеми прочими равновесиями в экономике, понижая свой и их уровень в случае дополнительного обложения, независимо от того, предприятие или работник перечисляет налог в казну. И даже если у предприятия довольно прибыли, чтобы «самортизировать» повышение перечислений в казну (прямых или косвенных, неважно), величина чистой прибыли, остающейся на инвестиции, сократится. Мина под экономический рост в самый разгар кризиса.

Разумеется, вопросы о размере обложения также непросты. Получающие заработок «вбелую» платят социальные налоги в пропорции с величиной заработка. С «безработными» так не получится. Но хотя бы и «абы как» получилось: ведь вполне вероятно, что собранное превысит дополнительные затраты налоговиков на взимание дополнительного сбора.

Трудностями и сложностями дело не исчерпывается. Само желание обложить частное лицо, а не предприятие, можно только приветствовать. Сошлюсь на недавнее заявление советника президента, академика Глазьева, сказавшего, что у нас предприятия обложены избыточно высокими налогами, а граждане – слишком низкими, и наблюдается «перекос». Так и есть, и перекос чрезвычайно печальным образом сказывается на производственных инвестициях. Другое дело, что обложение сбором только «безработных» перекоса не устранит, ибо работающих официально всё же много больше.

Вообще, ловля всякого рода налоговых «мух» (или «завинчивание» до предела налоговых «гаек») обычно свидетельствует о том, что существующая налоговая система приблизилась к пределу своих возможностей. С другой стороны, дело это, как отмечено, вредное для экономического роста. Разного рода «слабины»  и «люфты» возмещают недостатки налоговой системы, неучёт ею многих действительных неравенств и неравновесий в экономике. Не станет слабин – и хозяйственный механизм «заклинит», как заклинивает механизм обычный, когда гайки и болты перетянуты, и зазоры между шестернями отсутствуют. И в этом отношении весть о создании налоговиками всестороннего автоматизированного учёта НДС, устраняющего саму возможность его «оптимизации», совершенно не радует, как ни странно для законопослушного человека. Налоговики  и правительство явно не просчитали средне- и долгосрочных последствий подобного «усовершенствования».

Веду к тому, что давно уже понятно всем, так или иначе причастным к инвестиционному процессу: налоговая система нуждается в коренной переделке. Наиболее полезным для народного хозяйства было бы вообще вывести предприятия из-под прямых налогов. Оставить одни только косвенные,  а также подушную подать, одинаковую для всех, в размере тех самых социальных платежей, обеспечивающих пенсии, образование и здравоохранение. Бухгалтеров и налоговых служащих, занятых расчётом и сбором одного только зловредного НДС – сотни тысяч людей. Их и многих других можно будет сократить. Огромное облегчение и для деловых предприятий, и для казны.  А ведь это ещё и совершенно непроизводительные работники, их переход к другому виду занятости дал бы серьёзный приварок к ВВП.

Разумеется, часть подушной подати можно было бы сделать и прогрессивной, с учётом расходов каждого в течение года, или иных показателей богатства. Но это уже тонкости, которым место в научных журналах для экономистов и налоговиков. Главное – это избыть налоги, которые подавляют охоту предпринимателей к расширению своего дела. Среди которых наибольшие «вредители» – любые налоги, которые приходится выплачивать, пока новое предприятие (или цех) не начали продавать и приносить доход, на собственно инвестционной фазе. А насколько улушился бы деловой климат, когда не стало бы бы связанных с налогами и уклонением от них поводов для придирок правоохранителей к предпринимателям?

Если бы нашему начальству удалось подобное, наблюдался бы не отток капитала в $150 миллиардов, как в 2014 году, но приток раза в два-три больший на десять лет вперёд. Впрочем, пустые мечты: нерешительному правителю остаётся шарить по пустым сусекам, выдумывая сборы на «безработных». 

 

Владимир Громковский «Expert Online» 


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости экономики Сахалина и Курил


    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?