Тихоокеанское
информационное агентство
20 Сентября 2024
Сейчас 12:10
92,70|103,25|66,91
17:35, 12 Ноября 2014 | Новости общества Сахалина и Курил

Александр Хорошавин: «Не мыслю жизни своей без книг»

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Сахалинскую область уже во второй раз посетил известный публицист Николай Стариков. Как и в прошлом году визит писателя на островную землю состоялся по личному приглашению губернатора Александра Хорошавина, который является большим книголюбом. Редакция Тихоокеанского агентства "Острова" публикует интервью с главой региона о его литературных предпочтениях в журнале «Слово», который издает Центральная городская библиотека имени О.П. Кузнецова с согласия редколлегии издания.

 

Официальное фото Губернатора-12.JPG

Уважаемый Александр Вадимович, несколько лет назад Вы принимали виртуальное участие в опросе о литературных пристрастиях, который проводила Центральная городская библиотека им. О.П. Кузнецова.  Мы напомним, что одним из самых любимых своих писателей Вы назвали Ремарка. Что изменилось с тех пор? Открылись  ли  Вам новые имена в российской или зарубежной литературе?  Что Вы сейчас читаете?

Александр Хорошавин: Современных авторов стараюсь читать для того, что бы быть в курсе новейших тенденций в литературе. Недавно прочитал книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Достаточно неординарный автор. Стараюсь не давать каких-либо оценок, памятуя о том, что в начале 1890-х, ещё при жизни Александра-III, в свет вышла замечательная книга «Русская литература» под редакцией Скабичевского. Это сборник критических статей о русской литературе периода 1848-1892 гг. Ну кто бы мог подумать, что некоторые из рядовых тогда авторов станут признанными русскими классиками?

Из отечественной литературы предпочитаю либо русскую, либо советскую классику. Конечно же, слово «книга» у меня ассоциируется с Чеховым, Тургеневым, Толстым, Ремарком, Жюлем Верном, Дюма, Конан Дойлем и другими авторами, имена которых будят в нас воспоминания о юности. Нет никаких сомнений, что им мы «верны будем до седин».

Отдушину нахожу в советской поэзии. В последнее время всё больше предпочитаю Леонида Филатова. С огромным удовольствием прочитал стихи Юрия Николаева, книгу которого мне подарил Игорь Николаев. Замечательное впечатление оставил сборник рассказов об освоении Севера Сахалина пера нашего писателя из Некрасовки Павла Семёновича Большакова.

Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанных книгах в кругу своих друзей? Какие произведения вызвали наиболее жаркие дискуссии?

Александр Хорошавин: Я никогда не навязываю свою точку зрения относительно прочитанной книги. Могу порекомендовать какого-либо автора, но не более того. Каждому человеку необходимо самостоятельно формировать свою точку зрения. Конечно, в течение жизни мировоззрение человека неизбежно меняется, это естественный процесс. Особенно часто это происходит в исследовательской среде, среди тех же историков. Наглядный пример – Александр Бушков.

Какие книги на Ваш взгляд стоило бы внести  в перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, составленный Министерством образования и науки?

Александр Хорошавин: Убеждён, что главные позиции в списке должны занимать произведения русских и советских классиков. Ведь классика - это огромный мир, позволяющий в полной мере понять особенности нашей истории, получить в своё распоряжение инструмент для выстраивания как собственной жизни, так и созидания в масштабах целой страны. Классика воплощает в себе нашу традиционную систему ценностей. Не стоит забывать, что русская классическая литература позволяет нам сохранить нашу важнейшую и ценнейшую культурную основу – русский язык.

 Как Вы полагаете, долго ли «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин  будет  «любезен народу»?

Александр Хорошавин: Для каждого интеллектуально состоявшегося человека произведения Пушкина всегда будут иметь огромное значение. Конечно, «Пушкин – это наше всё», и его произведения с нами были всегда, начиная с детства, когда нам читали сказки на ночь и которые мы сейчас читаем своим детям и внукам. Мы до сих пор недооцениваем роль Александра Сергеевича в нашей истории. Это был не просто великий поэт, драматург и прозаик. Бунтарь, человек, друживший с декабристами, многограннейшая Личность с большой буквы! Он активно влиял на общественное мнение, формировал позицию социума. Да, по сути, антигосударственное стихотворение «К Чаадаеву» в светских салонах имело успех и оказало своё влияние на многих, но ведь Пушкин в итоге принял государственную, патриотическую позицию. Чего стоит одно только «Клеветникам России»! С 1831 года прошло немало времени. Но, согласитесь, это небольшое стихотворение в полной мере актуально и сегодня.

Какие меры, на Ваш взгляд,  необходимо предпринимать  для поддержания интереса  к русской культуре, к культуре чтения? Ведь не секрет, что молодое поколение больше интересует культура зарубежная?

Александр Хорошавин: Во-первых, необходимо прививать любовь к чтению. Причём – делать это необходимо со старшего дошкольного возраста, в крайнем случае – с 1-го класса. И это должны быть не планшеты, а именно книги.

 Конечно, система образования здесь играет существенную роль, но давайте не будем забывать, что всё-таки на развитие ребёнка и формирование его личности  больше влияет семья. И если в ней существует развитая культура книгочтения и пример подают родители, то это самым положительным образом отразится на ребенке. Книга должна быть предметом, имеющим особую духовную, образовательную и развивающую ценность. Помните, как пели в песне о поездке на Целину? «Ты возьми с собой в дорогу КНИГУ – самый основательный багаж…» 

Во-вторых, нам необходимо иметь соответствующую инфраструктуру. К сожалению, даже в Южно-Сахалинске нет настоящего книжного магазина. Да, книжных «ларьков» довольно много и спасибо тем представителям книжного бизнеса, которые смогли выжить в 90-е годы и до сих пор занимаются этим непростым делом. Но, тем не менее, купить редкую или какую-либо специальную книгу порой невозможно. От этого страдают и специалисты и студенты. Не самая лучшая ситуация с книгами на Курильских островах, особенно - с детской и отраслевой литературой. Мы знаем и понимаем эту проблему. Сейчас активно работаем над её решением и планируем наращивать усилия в этом направлении.

Как  руководителю Сахалинской области Вам приходится часто находиться  в разъездах.  Слушаете ли Вы в это время аудиокниги?

Александр Хорошавин: В самолёте обычно работаю с документами, читаю книги или смотрю старые фильмы – как советские, так французскую или итальянскую классику.

В фондах центральной городской библиотеки им. О.П. Кузнецова есть и Ваша книга «Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать» с авторским автографом. Расскажите, пожалуйста, как она создавалась?

Александр Хорошавин: Когда я работал над кандидатской и докторской диссертациями. Тогда большое количество важного материала осталось незадействованным. В итоге всё это, после соответствующей переработки, и легло в основу книги.

В своей книге  Вы называете  улучшение демографической ситуации  одним из основных  элементов социально-экономического развития Дальневосточного региона.   Какую роль, на Ваш взгляд,  культура может сыграть в  этом процессе?

Александр Хорошавин: Роль культуры – основополагающая. Именно поэтому все попытки уничтожения нашей страны начинались или сопровождались попыткой уничтожить или извратить в первую очередь наши историю и культуру. Когда-то мы спорили, что первично – дух или материя? Эти две основные категории определяют как систему ценностей, так и целеполагание. Причём не только отдельно взятых индивидуумов, но и великих народов.

Пришла пора более вдумчиво и бережно относиться не только к прошлому, но и к будущему. Да, я согласен с утверждением о том, что непомнящий прошлого не имеет будущего. Но мы должны извлекать из уроков прошлого самое важное и ценное, выстраивая на этом достойное будущее нашей страны. Когда мы наконец-таки вспомним, что главное в этой жизни – семья, причём – многодетная семья, мы сможем смелее смотреть в будущее. Очевидно, что в этом деле правильное воспитание и популяризация традиционной системы ценностей народов России имеют важнейшее значение. Не будем забывать, что наш традиционный уклад – крестьянский. Это наша основа, ведь крестьянская семья всегда была многодетной.           

В понятие «культура» я вкладываю, в том числе и суть образовательного процесса. На этот счёт замечательно высказался Черчилль: «Школьный учитель обладает такой властью, о которой премьер-министру остаётся только мечтать». Вряд ли что к этому можно добавить.

 Совет Федерации готовится рассмотреть закон о запрете нецензурных выражений в СМИ. Среди писателей, журналистов, творческой интеллигенции идут жаркие споры  о допустимости или недопустимости мата  в  литературных произведениях, в прессе, в кино, и на телевидении.  Каково Ваше отношение к этому вопросу?

Александр Хорошавин: Однозначное. Настоящая литература обходилась без нецензурщины. Да, писатели и поэты баловались такими «экспериментами», но это было именно баловство, не более того. Повторюсь: настоящая литература обходилась без привлечения внимания столь пошлым образом. Всегда есть синоним бранному слову. И, если современные авторы позволяют себе позиционировать мат как свою некую «изюминку», это говорит лишь об их уровне компетенции и воспитанности. 

Ни для кого не секрет, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь, и печатать на  клавиатуре дети учатся уже с детского сада.  А пишете ли Вы что-нибудь от руки?

Александр Хорошавин: Пишу только от руки. Чернильной ручкой с пером. У меня собралась целая коллекция перьевых ручек, которые используются по прямому назначению.

По каким критериям  Вы отбираете  книги  для своей библиотеки?

Александр Хорошавин: По ценности, вечной и непреходящей. Хотя, безусловно, у каждого свои критерии оценки.

В нашей домашней библиотеке собраны академические издания великих писателей, как отечественных, так и зарубежных. Представлены практически все историки. Конечно же, почётное место занимают и признанные мыслители, от Аристотеля и Макиавелли до Гумилёва и Хосе Артега-и-Гассета. Есть у меня и Маркс, и Энгельс, собрания сочинений как всех отечественных государственных деятелей и мыслителей, так и зарубежных. Всё никак не найду в хорошем издании Рузвельта.

Раз уж зашёл разговор о старых книгах, то отмечу, что букинистический магазин у нас в Южно-Сахалинске нужно будет организовать обязательно, иначе потеряем много действительно уникальной литературы.

В нашей библиотеке довольно много учебной и справочной литературы, включая довоенные и даже дореволюционные издания. Когда берёшь их в руки, скажем – любой том из Большой энциклопедии, энциклопедии Гранта или Брокгауза и Ефрона, то каждый раз поражаешься тому, с какой любовью сделаны эти книги, на каком высоком уровне выполнены иллюстрации и подан текстовый материал! Больше сотни лет прошло с момента выпуска энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона или «Жизни животных» Альфреда Брема, а практическая и эстетическая ценность этих книг очевидна и сегодня.

Конечно, в первую очередь в книге важно содержание. И если издание выполнено на хорошей бумаге, соответствующе иллюстрировано, качественно сшито и имеет достойную обложку – его ценность возрастает. Надо отметить, что сегодня выпускают прекрасно оформленные книги, которые приятно взять в руки.

Есть ли в Вашей библиотеке книги сахалинских писателей и какие именно?

Александр Хорошавин: Есть. И таких книг много. Свои книги сахалинские авторы мне дарят сами. Многим я помогаю издаваться и намерен это делать и впредь. Причём помогаю нашим авторам из своих личных средств, не за счёт бюджета.

Нам есть чем и кем гордиться. К сожалению, в настоящее время литература нашего островного происхождения пока что тонет среди «коммерческой литературы». Но уже сейчас мы планируем централизованное издание работ писателей-сахалинцев и их распространение на отдельной или интегрированной торговой площадке.

Известно, что в библиотеках нашей страны работают в большинстве своем женщины. И наша библиотека не исключение. Поэтому позвольте задать чисто женский вопрос: что читает ваша жена?

Александр Хорошавин: Хороший вопрос.

Моя супруга очень развитый человек, с живым умом и самостоятельным взглядом на жизнь. Мы вместе прожили 35 лет, но я до сих пор нахожу в ней всё новые и новые замечательные черты. Но она, помимо серьёзной литературы, читает и детективные романы современных авторов, по сути – те самые женские романы (улыбается).

Характер Вашей  работы предполагает изучение большого количества документов. Откуда берется время на чтение книг?

Александр Хорошавин: У меня есть один выходной день – воскресенье. Стараюсь его провести максимально плодотворно. Смотрю новости по телевидению, работаю с документами и читаю. Как я уже говорил, читаю во время многочасовых перелётов во время рабочих поездок. Много и с удовольствием читаю в отпуске, а также практически ежедневно успеваю что-нибудь интересное почитать перед сном.

Какие книги вы бы дали прочитать своим внукам в первую очередь?

Александр Хорошавин: Замечательные книги из нашего детства: Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Николая Носова, Александра Волкова, Аркадия Гайдара, Анатолия Алексина, Марка Твена, Жюля Верна, Джека Лондона, Антона Чехова… эти книги были, есть и будут актуальными.     

Где Вы приобретаете книги? 

Александр Хорошавин: Где только возможно. И в обычных книжных магазинах, и в букинистических и на книжных ярмарках и развалах. В своё время очень много книг выписал через «Книга-почтой», особенно во времена моей работы главой администрации в Охе – тогда порой получал на почте сразу по несколько посылок одновременно.

Покупал книги и во время поездок по комсомольской путёвке в Венгрию в 1987-89 гг. Представляете, в этой стране можно было купить те книги, которых просто не было в СССР!  

Как Вы представляете себе современную библиотеку и библиотекаря?

Александр Хорошавин: Библиотека для меня лично осталась в понимании именно такой, какой я её помню из счастливого детства. Книгу Дюма «Три мушкетёра» я впервые прочитал в читальном зале нашей Охинской библиотеки. Тогда эту книгу, которая, судя по всему, была в единственном экземпляре, нельзя было взять домой. Я ходил в читальный зал несколько дней подряд, книгу давали на час-полтора, при этом всегда за мной была очередь! Так что от библиотеки у меня остались самые светлые воспоминания.

Говорят, что привычные нам библиотеки занимают много места, что для них приходится отводить отдельные здания и т.д. Пусть говорят. От этого их ценность не уменьшится. Сейчас мы  плодотворно сотрудничаем с Президентской библиотекой и планируем создание полноценного её филиала в Южно-Сахалинске, успешно работаем с Российской Национальной библиотекой и намерены расширять это сотрудничество. В настоящий момент мы приступаем к реализации совместных проектов и с федеральным Министерством культуры.

Бумажной книге быть. Помните, как в нашем замечательном фильме «Москва слезам не верит» один из главных героев прогнозировал исчезновение кинотеатров, которые должны были уступить место телевидению? Тогда казалось, что так оно и будет. А как оно вышло в реальности? Кинотеатры не только не исчезли, их становится всё больше и их активно посещает молодежь и люди старшего поколения. Когда-то горячие головы утверждали, что механические часы уступят место кварцевым. Как мы знаем, этого тоже не произошло, даже наоборот – «механика» продолжает оставаться истинной классикой и показателем хорошего вкуса. Так будет и с бумажной книгой. Ибо книга – это настоящее произведение искусства, она из разряда вечных ценностей. Мы устаём от компьютера, от электронной книги, а от настоящей книги – никогда.

Есть ли у Вас ещё увлечения?

Александр Хорошавин: Есть, конечно. Всегда увлекался историей, как мировой, так и российской. Особый интерес был к истории Дальнего Востока. Несомненно, это напрямую связано с темой нашего сегодняшнего разговора – с книгами. Но и музеи, к которым я так же отношусь с большим почтением, здесь играют огромную роль. Люблю театр.

Сейчас вернулся к регулярным занятиям спортом, сбросил лишний вес. Проще говоря, практически вернулся к прежней спортивной форме, в которой находился в молодости, когда занимался боксом и игровыми видами спорта.

Если бы я располагал излишком свободного времени, то больше внимания уделял бы фалеристике, нумизматике и другим увлечениям.

Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала и пользователям библиотек?

Александр Хорошавин: Читайте. Читайте настоящую литературу.

Опубликовано в литературном журнале «Слово» (№3, 2013 год).


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?