Тихоокеанское
информационное агентство
20 Сентября 2024
Сейчас 14:00
92,70|103,25|66,91
15:14, 16 Октября 2014 | Новости общества Сахалина и Курил

Георгий Карлов, депутат Государственной Думы РФ: «Справками никого не накормишь…»

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Введение ограничений на ввоз в Россию рыбной продукции из ряда зарубежных стран, совпавшее с неудачной лососевой путиной на Дальнем Востоке, обострило хронические болезни рыбохозяйственного комплекса. В их числе - перегруженность отрасли  административными барьерами и нежелание чиновников создать благоприятные условия для насыщения внутреннего рынка страны российской рыбопродукцией. Развитие рыбохозяйственного комплекса как в России в целом, так и в Сахалинской области – основное поле деятельности депутата Государственной Думы РФ от островного региона, члена комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгия Карлова. Как рассказала ТИА «Острова» Юлия Вятржик, помощник депутата ГД РФ Г.А.Карлова, главные причины сложившейся непростой ситуации в рыбохозяйственной отрасли он обозначил в интервью журналисту российского информационного агентства Fishnews.ru. Предлагаем вашему вниманию ключевые моменты этого разговора.

- За период лососевой путины в этом сезоне сахалинские рыбаки смогли взять одни из самых больших объемов лосося на Дальнем Востоке. И причина вовсе не в щедрости природы. Дело в том, что на сегодняшний день Сахалинская область занимает первое место в России по объемам искусственного разведения лососевых. Общая мощность наших ЛРЗ – около 800 млн. экземпляров малька, который выпускается для нагула в океан. Мы – единственный российский регион, не на словах, а на деле формирующий основу для перехода от отлова диких популяций к сельскохозяйственному производству. Развитие этого направления влечет за собой стабильность промышленного возврата водных биоресурсов и их изъятия, создает своего рода «подушку безопасности» для рыбаков.

И в этой ситуации мне совершенно непонятна позиция  Росрыболовства и Минсельхоза, которые не смогли обеспечить своевременное принятие пакета подзаконных актов для реализации Закона «Об аквакультуре». Он был принят в прошлом году во многом для того, чтобы ослабить влияние природных факторов на отрасль. Однако Минсельхозом до сих пор не утверждена методика определения промвозврата, как не решены и другие вопросы, в том числе связанные с изъятием объектов аквакультуры из водоемов. Вместо того чтобы совершенствовать нормативно-правовую базу, которая дает возможность нашим рыбоводным предприятиям работать более эффективно, министерство и федеральное агентство допустили возмутительную ситуацию, когда участки, ранее отведенные для ведения пастбищной или прудовой аквакультуры, согласно закону подлежат повторному распределению по конкурсу. И это несмотря на то, что люди работали на них годами, вкладывали силы и средства в строительство заводов и запуск производств. Возникает закономерный вопрос: почему до сих пор Росрыболовство не внесло изменений в Закон либо не прописало в постановлении Правительства, что такие участки не подлежат новому распределению? Почему всех нужно держать в напряжении и делать вид, что ничего не происходит? Разве это можно назвать комфортными условиями для развития аквакультуры?

Еще одна серьезная проблема – административные барьеры. Сегодня рыбопромышленников контролирует свыше 30 ведомств, количество требуемых ими разрешительных документов перевалило за 500. Причем для оформления импортной рыбопродукции требуется на порядок меньше времени и разрешительных документов, чем для продукции отечественного рыболовства внутри страны. Подобная ситуация сложилась в либеральные 90-е годы, когда мы открыли свой рынок, создав массу преференций импортерам и позволив ритейлу с иностранным капиталом вытеснить отечественных товаропроизводителей из наиболее рентабельных сегментов. При этом всеми способами усложнили путь из районов промысла до прилавков для российских уловов.

Для того, чтобы реально запустить процесс импортозамещения, нужна добрая воля всех ведомств и четкое понимание: разрешительная бумажка – это не продукт. Государственным структурам стоит сосредоточить усилия на максимальном упрощении системы перемещения рыбных грузов по территории Российской Федерации. Пока же наблюдается обратная ситуация: вместо того чтобы ослабить бюрократическую удавку в части перемещения водных биоресурсов внутри страны, на шею рыбаку набрасывают новую. Например, предлагают ввести электронные сертификаты, которые нужно будет дублировать бумажными копиями. При этом Россельхознадзор не отменяет тотальных лабораторных исследований, сформировав, по сути, явно коррупционную схему, когда ветслужба принимает результаты только своих ветеринарных лабораторий и требует их каждый раз, даже при перевозке рыбы из района в район.

Еще одни камень преткновения - вопрос многократного пересечения государственной границы рыбопромысловыми судами. Необходима либерализация этой процедуры, которая в настоящее время жестко регламентируется разрешительным порядком. Вопрос этот активно обсуждается уже два года, однако никаких изменений не произошло. В нынешнем году ситуация в сфере обеспечения России продовольствием изменилась. Внутренний рынок планируется насытить местной рыбопродукцией. Однако ФАС, пограничники и Россельхознадзор продвигают идеи увеличения социально-экономической отдачи от использования водных биологических ресурсов не за счет повышения эффективности производства, а путем дополнительных обременений. С подачи именно этих ведомств, при молчаливом попустительстве Росрыболовства Минсельхоз выстраивает нормативно-правовую базу отрасли, поддерживая необходимость увеличения объема контрольно-надзорных функций и навязываемых государственных услуг.

Сегодня главное направление моей работы - устранение избыточного администрирования и   формирование нормативной базы современного высокоэффективного рыболовства и рыбоводства. Соответствующие цели обозначены в майских указах Президента, Морской доктрине, стратегии развития пищевой промышленности и рыбохозяйственного комплекса России. История с уже трехкратным в течение 2013–2014 годов принятием и отменой госпрограммы развития рыбной отрасли, подготовленной Минсельхозом, иллюстрирует неспешность федерального органа, как, в общем-то, и прочих профильных структур. В решении этих проблем рыбаки сегодня действительно предоставлены сами себе. Тогда возникает закономерный вопрос: с кем им работать? Непосредственно с председателем Правительства? Или выходить на Президента и в очередной раз говорить о чаяниях, которые не слышат в родном агентстве? Как депутат Государственной Думы, как сахалинец, наконец, я намерен получить ответы на эти вопросы.

Комментарии:

Павел Сергеевич Колотушкин, руководитель Агентства по рыболовству Сахалинской области:

 - Мне импонирует позиция депутата Государственной Думы Георгия Карлова. Постоянная работа в этом направлении однозначно принесет свои результаты, и уже сейчас ситуация хоть и медленно, но начинает меняться. Буквально несколько дней назад мы получили проект новых «Правил назначения лабораторных исследований в целях ветеринарной сертификации», представленный Россельхознадзором, который упрощает процедуру сертификации продукции, в том числе и рыбной. Таким образом, чиновники признали, что сегодня система ветеринарной сертификации продукции  требует срочной реорганизации. И первый шаг уже сделан.

Владимир Григорьевич Самарский, руководитель ФГБУ «Сахалинрыбвод»:

 

 - Депутат Государственной Думы Георгий Карлов демонстрирует достаточно жесткую позицию по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России. Но, как мне кажется, иначе нельзя. Отрасль должна работать, и все возможности для этого у нас есть. Главное – избавиться от излишних и порой ненужных административных барьеров. А накормить россиян качественной рыбной продукцией мы сумеем.


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?