Тихоокеанское
информационное агентство
25 Декабря 2024
Сейчас 15:56
99,87|104,23|66,91
12:59, 11 Сентября 2012 | Новости общества Сахалина и Курил

Сахалинским областным судом признано незаконным действие Департамента образования Администрации города Южно-Сахалинска

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

22 октября 2009 года С.О. обратилась в Департамент образования Администрации города Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении для дочери места в детском саду. Согласно письменному уведомлению Департамента образования от 22 октября 2009 года её заявление  зарегистрировано в книге  регистрации заявлений. На свое повторное обращение  по тому же вопросу получила из Департамента образования ответ от 10 октября 2011 года, согласно которому в предоставлении в муниципальном детском саду места для её дочери было отказано. При этом Департамент образования Администрации города Южно-Сахалинска в ответе сослался на утвержденное постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 23 марта 2011 года № 440 «Положение о порядке комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Южно-Сахалинска, в соответствии с пунктом 3.7 которого  родителям (законным представителям) может быть отказано в определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение только при отсутствии  свободных мест. На день дачи указанного ответа ребенок С.О. в регистрационном списке детей значится под номером 520, а на день подачи в 2009 году заявления на  предоставление места в детском саду значилась под номером 1296. В этом же ответе указано, что заявление о предоставлении места в детском саду  повторно будет рассмотрено  комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в порядке общей регистрации.

Как рассказали ТИА «Острова» в пресс-службе Сахалинского областного суда, на момент рассмотрения дела в суде С.П. достигла возраста два года пять месяцев, с момента её постановки на учет будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждениях прошло более двух лет и место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Южно-Сахалинска этому ребенку не предоставлено.

Южно-Сахалинский городской суд, отказывая С.О. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента образования в предоставлении её ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, указал на то, что действия  Департамента соответствуют тем правовым актам, которыми определен порядок комплектования дошкольных учреждений, и право ребенка на  доступное дошкольное образование не нарушено, поскольку ребенок поставлен в общегородскую очередь на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Президиум Сахалинского областного суда, рассмотрев дело в кассационном порядке, состоявшиеся по данному гражданскому делу судебные постановления отменил и вынес новое решение, указав следующее.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы (части 1, 2, 4 статьи 15).

Согласно статье 3 «Конвенции о правах ребенка» (для России вступившей в силу с 15 сентября 1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Обязанностью государства является принятие всех необходимых мер для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми - часть 3 статьи 18 «Конвенции о правах ребенка».

Никому не может быть отказано в праве на образование - статья 2 Протокола № 1 от 20 марта  1952 года «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (действующей для России с ноября 1998 года).

В соответствии со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях - части 1 и 2.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в статье 6 Закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в статье 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1997 года № 3266-1 «Об образовании».

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Аналогичное положение содержится в Законе Российской Федерации "Об образовании" - пункт 2 части 1 статьи 31.

Статьей 12 этого же Закона к образовательным учреждениям отнесены, в том числе, дошкольные образовательные учреждения.

В силу статьи 16 названного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно пункту 27 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 N 666 (действовавшим на время возникновения спорного правоотношения и до 01 мая 2012 года) порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Из содержания названных норм в их системной взаимосвязи следует, что право ребенка на доступное дошкольное образование не может быть ограничено, а орган местного самоуправления обязан обеспечить реализацию этого права в форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения ребенком муниципального дошкольного учреждения.

Конституционный Суд Российской Федерации также изложил свою позицию в Постановлении № 5-П от 15 мая 2006 года, согласно которой орган местного самоуправления обязан принимать достаточные меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений, не допуская нарушения прав ребенка, гарантированных Конституцией.

Поскольку нормы приведенного выше законодательства не предусматривают отсутствие свободных мест в качестве основания для отказа в предоставлении ребенку места в детском дошкольном образовательном учреждении, а содержащий такое основание пункт 3.7 «Положения о порядке комплектования воспитанниками  муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Южно-Сахалинска», утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 23 марта 2011 года № 440, не подлежит применению при разрешении заявленного С.О. требования, как противоречащий правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, постольку по делу имелись основания для признания незаконным отказа Департамента образования в предоставлении ребенку заявителя места в дошкольном образовательном учреждении.

При таком положении президиум признал незаконным изложенный в письме от 10 октября 2011 года отказ Департамента образования Администрации города Южно-Сахалинска в предоставлении места в муниципальном  дошкольном образовательном учреждении и обязал его предоставить С.П., 18 августа 2009 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Также постановлением президиума Сахалинского областного суда от 07 сентября 2012 года признан недействующим со дня вступления в его законную силу пункт 3.7 «Положения о порядке комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Южно-Сахалинска», утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 23 марта 2011 года № 440.


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?