Тихоокеанское
информационное агентство
22 Декабря 2024
Сейчас 03:19
102,34|106,54|66,91
12:07, 22 Сентября 2009 | Новости общества Сахалина и Курил

Неделю на Сахалине проведет известный специалист по республике Корея Андрей Ланьков

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

25 сентября в Южно-Сахалинск прибывает известный специалист по Республике Корея Андрей Ланьков. Он родился в 1963 г. в Ленинграде. Востоковед, кореевед. Наверное, красноречивее всего за успешность его научной деятельности говорит тот факт, что вот уже 15 лет он является преподавателем Сеульского университета Кунмин (это в стране, где приглашение зарубежного ученого на работу в большинстве случаев – редкость). Чем же интересны его труды? Об этом можно будет узнать на встречах с А. Ланьковым (подробный график которых предложим ниже). А вот выдержка из его труда, по которой читатель может сделать представление, насколько интересный человек, ученый, личность посетит Сахалин. «Мне не раз приходилось задавать корейцам вопрос о том, какую эпоху своей истории они считают самой интересной. Большинство выбирало эпоху династии Корё, которая правила полуостровом в X-XIV вв. Приходилось слышать и другие ответы. Однако почти все мои южнокорейские собеседники сходились в одном: они считали, что самые интересные времена их истории остались далеко в прошлом. Автор этих строк с таким мнением решительно не согласен. Конечно, у корейцев есть основания гордиться и делами давно минувших дней. Однако по большому счёту до середины XX в. Корея была лишь одной из малых стран Азии – и лишь в последние полвека она претерпела совершенно невероятные изменения. Глядя на современный Сеул с его небоскрёбами и вечно забитыми многополосными магистралями, с его круглосуточным темпом жизни, с Интернетом на каждом углу трудно даже представить, что всё это материальное изобилие было создано за несколько десятилетий. Всего лишь полвека назад Корея представляла собой одну из беднейших стран Азии. Ещё в начале 1960-х гг., то есть на памяти многих ныне живущих корейцев, по доходу на душу населения Южная Корея уступала не только Египту, но и Нигерии (а также Папуа Новой Гвинее). Как ни трудно в это поверить сейчас, но первый микрорайон с многоэтажными жилыми домами в Сеуле стали строить только в 1961 г. При этом законченные шестиэтажки несколько месяцев простояли почти пустыми – никто не решался поселиться на головокружительной высоте третьего этажа. Цветное телевидение в Корее начало вещать только в 1980 г., то есть во времена, когда цветной телевизор не был такой уж редкостью и в СССР. Огромное и разветвлённое сеульское метро сейчас, пожалуй, одно из лучших в мире. Однако открылось оно только в 1974 г., причём тогдашний министр финансов, узнав о планах строительства в столице страны метрополитена, пошёл к президенту и сказал ему: «Если мы построим метро – вся наша экономика рухнет. У нас нет денег на такие проекты!». Министр, как мы знаем, беспокоился зря, однако его панику можно понять: в те времена в корейских столовых по соображениям экономии проводились «дни без риса» (чистый рис считался тогда в Корее деликатесом). На корейских улиц много машин – пожалуй, даже слишком много. Сейчас в Южной Корее на 50 млн. корейцев сейчас приходится 16,8 миллионов автомобилей (в том числе 12,5 млн. легковых машин – ровно по одному легковому автомобилю на каждых четырёх жителей страны). Однако автомобильная промышленность страны была создана всего лишь 35 лет назад, а массовыми автомобили стали только в начале 1990-х. Кроме того, Южная Корея является пятым в мире производителем автомобилей. Первая партия корейских машин ушла за границу в 1976 г., когда несколько южнокорейских «Пони» были проданы в Эквадор (следующим покупателем корейских машин стала Либерия). Впрочем, относится это не только к автомобилям. Первый корейский холодильник поступил в производство в 1969 г. Однако ещё в семидесятые годы холодильник был в Корее диковинкой. Кореянка, дочь сельских учителей, которая в то время жила в деревне, рассказывала, как в своё время соседи приходили к ним домой посмотреть на холодильник (в учительском доме этот агрегат появился раньше, чем в домах крестьян). Статистика подтверждает то, что, в общем, видно и так: южнокорейский экономический рост не зря именуется «экономическим чудом». На протяжении 1965-1985 гг. экономика Южной Кореи росла быстрее, чем экономика любой другой страны мира. В результате Корея, которая ещё сравнительно недавно была одним из беднейших государств Азии, за время жизни одного поколения превратилась в одну из самых процветающих стран региона. Путь, который у большинства развитых стран занял пару столетий, Корея проделала менее чем за четверть века. При этом надо помнить, что полезных ископаемых в Южной Корее почти нет. В стране нет ни капли нефти, ни кубометра газа. Есть уголь, но его мало и он такого низкого качества, что использовать его в металлургии невозможно. Есть железная руда, но и её не хватает местной металлургии, которая в основном потребляет импортное сырьё. Сталь, из которой сделаны корейские автомобили, выплавлена из бразильской и австралийской руды, а ездят эти машины на бензине, который получен переработкой ближневосточной нефти. Даже газ, который горит на кухнях корейских домов, привезён в страну морем. Вдобавок, Корея начинала свой беспрецедентный экономический рывок в крайне неблагоприятных условиях. С одной стороны, раскол полуострова на Север и Юг и обстановка Холодной войны немало упростили получение американской помощи. С другой – эта ситуация создала немало напряжения, ведь вплоть до середины 1970-х гг. угроза новой войны была вполне реальной. Каким образом удалось добиться этих успехов? На этот вопрос можно отвечать долго. Немалую роль сыграла умелая и ответственная политика правительства, с которым корейцам в шестидесятые годы, скажем прямо, повезло (да, тогда режим носил полу-диктаторский или даже, временами, диктаторский характер, но при этом отличался как эффективностью, так и низким уровнем коррупции). Свой вклад внесли и американские кредиты – в те времена Южная Корея была одним из самых крупных в мире получателей американской помощи. Однако решающую роль сыграла готовность корейцев много, тяжело и добросовестно работать. У Кореи не было природных ресурсов, но у неё было главное – миллионы людей, готовых трудиться с максимальной отдачей. Решающую тут сыграла не просто готовность корейцев работать, а их готовность работать в коллективе, организованно, соблюдая инструкции. Наконец, как ни парадоксально и цинично это ни звучит, одной из предпосылок «корейского экономического чуда» стала готовность корейцев принять иерархию и не бунтовать в первые годы экономического роста, когда всем было очень тяжело. Хотя, с другой стороны, корейское правительство тоже понимало опасность расслоения, так что в Корее не было такого гигантского имущественного неравенства, которое существует в современной России или, скажем, в современном Китае. Это тоже помогало поддерживать в обществе стабильность. Корейское экономическое чудо – это, в первую очередь, результат усилий самих корейцев. Нынешнее процветание страны основано не на историческом везении, не на богатстве недр или каких-то особых качествах климата. В его основе лежит труд миллионов – от прославленных инженеров до никому неизвестных крестьян. И именно поэтому повторить корейское экономическое чудо едва ли удастся. Мало кто сможет работать так, как работали корейцы на протяжении этих десятилетий».


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?