Тихоокеанское
информационное агентство
19 Сентября 2024
Сейчас 12:04
91,67|102,04|66,91
14:28, 20 Мая 2015 | Новости экономики Сахалина и Курил

Что такое логистический центр «Сухой порт»

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Исторически экономический рост и торговля концентрировалась вокруг морских портов. С увеличением объемов торговли морские порты стали привлекать как факторы производства, так и связанные с ним услуги, что, в свою очередь, содействовало дальнейшему повышению темпов и объёмов капиталовложений. В течении нескольких последних десятилетий в большинстве индустриально развитых стран значительный акцент делается на развитии комплексных сетей перевозок, коммуникаций и энергоснабжения, что улучшает доступ к внутренним районам и, следовательно, распределение выгод экономического роста.

Одним из главных вопросов в Сахалинской области, уменьшение транспортных  издержек. Такая перспектива может служить основой развития центров экономического роста, расположенных вдали от побережий. Для того, чтобы могли быть задействованы центры для активизации экономического роста внутренних объектов для развития промышленности, торговли, строительства, сельского хозяйства. Содействие развитию сухопутных портов может оказаться в итоге одним из важных средств достижения этой цели.

Термин «сухой порт» означает определённый внутренний объект, в котором сосредотачиваются и распределяются товары, имеются службы таможенной очистки и функции которого аналогичны морскому порту. Сухие порты в обычных условиях могут выполнять такие функции морского порта, как перегрузка контейнеров, географическое объединение независимых компаний и органов, занимающихся перевозкой грузов, а также представлять услуги (таможенная инспекция, уплата налогов, хранение, техническое обслуживание средств информационно-коммуникационной технологии).

Создание сухого порта, позволит отправителям грузов вести деятельность по сосредоточению  и распределению грузов, а также осуществлять экспортно-импортные процедуры на внутренних объектах, расположенных сравнительно недалеко от промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий. Возможность оформления необходимых процедур на таких объектах сократит задержки при пересечении границ в портах, снизив тем самым издержки совершения сделок для экспортеров и импортеров, которые для грузополучателей Сахалинской области, в своем большинстве производятся в портах Приморского края.

Где клиенты могут забирать или отправлять свои грузы, как если бы это происходило в морском порту. При этом принципиально важно улучшение ситуации, вызванной с дальнейшим увеличением контейнерного потока и акцентирование работы на вопросах безопасности и управления информаций и системами связи.

По прогнозам экономистов, к  2020 году объем контейнерных перевозок вырастет в два раза.

Развитие сухого порта в качестве центра перегрузки может содействовать также увеличению объемов перевозок по железной дороге (перераспределению с автомобильных) при обработке грузов от незамерзающих портов юга Сахалина в северные районы острова. Перевозка грузов по автомобильным дорогам на более длительные расстояния превышающие 100 км.  по мере роста маршрута до 4 раз превышают объем таких издержек при перевозкам по железным дорогам. Энергетические затраты выступают в качестве дополнительного важного фактора в пользу перехода к более широкому использованию железнодорожного транспорта.

Организация работы сухого порта дает следующие потенциальные выгоды:

- снижение транспортных издержек приведёт к снижению цен на товары и повышение  конкурентоспособности на продукцию;

- увеличение объема логистических и сопутствующих услуг;

- повышение уровня жизни и создание новых рабочих мест;

- географическое перераспределение грузопотока от портов Приморского края к портам Сахалинской области;

- последующий предполагаемый вывод из городской черты мелких и малоэффективных складских помещений;

- позволит увеличить объём контейнерных перевозок грузов на Курильские острова.

 

Создание сухого порта предполагает:

- организация работы логистического центра и складов временного хранения по работе с таможенными грузами;

- создание аттестованных складов для хранения пищевой и рыбопродукции находящихся в компетенции «Росветнадзора»;

- создание таможенного склада и места хранения административно задержанного товара до 2-х лет;

- создания склада временного хранения для «очищенных» грузов;

- организация мест мелко-оптовой торговли.

 

Экономико-географическая справка

Россия сегодня занимает 2-е место по протяженности железных дорог и 32 место по контейнерным перевозкам. Которые ещё 50 лет назад стали основой мировой логистики.

Из-за неудовлетворительной транспортной связи с Сахалином,  экономические контакты Курильских островов в значительной мере тяготеют к рынкам сбыта в Камчатском и Приморском краях.  В первую очередь это поставка водно-биологических ресурсов и продуктов их переработки. Близость к портам Японии провоцирует контрабанду биоресурсов. На протяжении последних 20 лет с этой проблемой так никто и не справился. При этом оценочные потери российской стороны, за последние 20 лет, составили по различным оценкам от 40 до 100 млдр. $.

Именно с помощью морских перевозок КНР в свое время нарастила вдвое экспорт за пять лет, Мексика — удвоила за шесть. Одновременно обе страны целенаправленно строили собственные торговые флотилии. Потому что понимали: современная мировая торговля устроена так, что без достаточного числа своих грузовых кораблей любая крупная экономика — как в транспортной ловушке. В тоже время в руководстве РФ об этом почти не задумывались. Государство пустило морскую тему на самотек. Вдобавок устроило корабелам веселую жизнь- суда стало выгоднее сдавать на металлолом. Новые  корабли чаще всего не регистрируют в РФ, поскольку из-за кривой налоговой политики они немедленно дорожают на треть.

Подавляющую часть товаров — от угля и нефти до продовольствия и станков везут морем. Достаточно назвать одну цифру: 78% мирового торгового оборота приходится на морские перевозки! И этот оборот огромен: в прошлом году перерос 28 трлн.долл., к 2025 г. аналитики прогнозируют повышение до ошеломляющих 53 трлн.долларов.

В прошлом году по морю перевезли более 8 млрд.т. различных товаров, по тонне с лишним на каждого жителя Земли! Такое процветание отрасли обеспечивает мировой торговый флот, насчитывающий 48,2 тыс. кораблей. Если считать по вместимости, 40% приходится на сухогрузы, треть — танкеры, седьмая часть - контейнерные суда. При этом контейнерный сектор растет быстрее всего.

В РФ и в Сахалинской области развитие отрасли тормозит отсталость портов ещё японской постройки.

В целом на морские перевозки приходится только 60% внешнеторгового оборота РФ. Это аномально мало, хотя год от года процент растет. Например, в 2004 году морские порты РФ перевалили 400 млн. тонн грузов, в 2012 г.- 565 млн. тонн. (Объём грузов только одного крупного японского порта). Здесь кроется одна из причин давно привычной для РФ всеобщей дороговизны. По морю возят слишком мало, хотя это очень дешевый вид транспорта. Чего стоит одна только экономия на топливе. Транспортники приводят пример: на литре бензина автомобиль перевозит тонну груза на 10 км. Современный танкер на литре дизеля провезет ту же тонну на 1,1 тыс. километров. В целом, по статистике, доставка по воде в среднем добавляет лишь 1-2% к цене товаров. Для сравнения: путь по железной дороге  навешивает 7-10% , перевозка фурами — до 25% и выше. Правда, есть обратная сторона. По воде груз идет долго. Скажем, из Азии в Европу товар на кораблях добирается две-три недели. Собственно грузы на Сахалин из центральной России идут в такие же сроки.

 

Автор:  Владимир Чуйко


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости экономики Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?