Тихоокеанское
информационное агентство
19 Сентября 2024
Сейчас 12:15
91,67|102,04|66,91
10:53, 20 Мая 2015 | Новости общества Сахалина и Курил

Предложения правительству Сахалинской области

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Громкое коррупционное уголовное дело в отношение Хорошавина и его подельников, реализуемое на фоне нынешних глобальных кризисных реалий и антироссийской санкционной атаки должно стать «последним звонком» для сообщества Сахалина и Курил, которое на протяжении двух десятилетий доверчиво внимало убаюкивающей риторике малокомпетентного и безинициативного управленческого аппарата, «карманной» представительной власти и «карманных» общественных институтов в то время как богатейшие природные ресурсы нашей островной области реализовывались лишь по ущербным сырьевым схемам мировой нефтегазовой и рыболовной олигархии, а создание региональной индустрии технологического передела находилось в полном забвении, т.к. было отдано на откуп бизнесу, объективно страдающему болезненной ориентацией на глобальные финансовые рынки, а не на задачи устойчивого развития сообщества.

К наиболее негативным итогам такой многолетней управленческой стагнации следует отнести резкое сокращение производств технологического передела, соответствующих достаточно престижных и квалифицированных рабочих мест, соответствующий отток постоянного населения (в особенности – лишенной минимальных перспектив молодежи) и массу умирающих населенных пунктов. Хотя за этот же период времени в обратной пропорции к социально-экономическому упадку значительно увеличилось число экономистов с дипломами и учеными степенями.         

Между тем, все ведущие экономические институты мира единодушны в том, что в XXI веке на успех могут рассчитывать только те экономики стран и регионов, которые взяли курс на информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие инновации. Дальнейшее «нарезание кругов» вокруг ритейла, финансовых спекуляций и сырьевых схем абсолютно бесперспективно и не приводит сообщества ни к экономическому росту, ни к повышению качества жизни населения, ни к улучшению демографических показателей.

Для островной Сахалинской области из приведенного выше перечня предпочтений наиболее созвучно производство широкого спектра биотехнологий из морских ресурсов. Однако задачи устойчивого развития нашего сообщества, которое предусматривает исключение критической зависимости от колебаний глобальных рынков, конечно же, требуют куда более диверсифицированных подходов при обозначении региональной индикативной стратегии. 

В этой ключе предлагаю тезисно суть ряда первоочередных управленческих мероприятий и инновационных бизнес-проектов, которые способны дать ощутимый импульс социально-экономическому прорыву с учетом предпринимаемых федеральным центром особых нормативно-управленческих мер и, в том числе – целевого выделения дополнительных федеральных средств в проекты опережающего развития Дальнего Востока:

 

I РЕОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Провести реорганизацию исполнительной управленческой структуры области и муниципальных образований с целью сокращения управленческого аппарата и перенесения центра тяжести с контрольно-статистических функций на функции привлечения бизнеса к задачам реализации индикативной стратегии развития Сахалинской области, оказания практической помощи такому бизнесу.

2.  В этих же целях и в соответствии с ФЗ № 161 от 14 ноября 2002 г. создать при Правительстве Сахалинской области региональное казенное унитарное предприятие «ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ», основными задачами которого определить:

- постоянный мониторинг имеющихся потенциалов развития областной экономики и иных необходимых объектов инфраструктуры, поиск соответствующих передовых технологий;

- самостоятельную подготовку первичной проектно-конструкторской, финансово-экономической и рекламной документации в целях привлечения к реализации необходимых проектов отечественного и международного бизнеса и инвестиций (в т.ч.- инвестиций федерального центра);

- оказание в текущем порядке разносторонней помощи бизнесу, включившемуся в реализацию стратегии развития.

3.  Руководству муниципальных образований в месячный срок провести на вверенных территориях во взаимодействии с соответствующими ведомствами Правительства Сахалинской области ревизию собственных потенциалов развития на базе имеющихся природных (в т.ч. туристическо-рекреационных) ресурсов, состояния логистики (транспорт, плавсредства, дороги, причалы, ковши), существующей демографической ситуации, имеющихся и прогнозируемых кадровых возможностей, объектов социальной инфраструктуры.

4. Правительству и Думе Сахалинской области выйти в Правительство и Федеральное собрание России с предложениями об упорядочении пограничного режима в Сахалинской области, ликвидации режимных и запретных зон вне непосредственной дислокации режимных объектов с тем, чтобы устранить создаваемые ныне существующим режимом необоснованные препятствия для туристической, рекреационной и хозяйственной деятельности населения области и юридических лиц в береговой и прибрежной морской полосе. Эффективность охраны госграницы в текущей некритичной оперативной обстановке вполне может быть обеспечена правильно организованными оперативными силами и средствами без излишних, обременительных, оскорбительных и экономически ущербных демонстрационных запретов, в которых, кроме прочего, весьма наглядно просматривается коррупционная составляющая. Полагаю, что мой опыт полковника ФСБ, награжденного знаком «Почетный сотрудник госбезопасности», дает мне основания констатировать, что, в отличие от сложной оперативной обстановки на сухопутной границе с Афганистаном и на ряде других сложных пограничных участках, для обеспечения пограничной безопасности на Сахалине и Курилах вполне достаточно сил морских частей береговой охраны, правильно организованных оперативных мер во взаимодействии с дислоцированными на островах подразделениями министерства обороны РФ.      

 

II  НЕКОТОРЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ

 

Проект № 1 – создание как минимум, по одной монопрофильной рыбопромышленной портовой ОЭЗ (особой экономической зоне) на охотоморском побережье Сахалине (?-Поронайск) и южных Курильских островах (??? – Курильск, Южно-Курильск, Крабовая или Малокурильск) как экономической альернативы браконьерству и контрабанде биоресурсов российской морской экономической зоны, наносящим ежегодный ущерб в 1 – 3 млрд. долларов США.

При этом, создание внутризоновых рыбных рынков, холодильных и перерабатывающих мощностей наряду с переносом таможенных, пограничных и прочих формальностей с морской и причальной линий на линию периметра зоны кардинальным образом ускорит процессы сдачи добытой морепродукции, снабжения и бункеровки судов, что привлечет в порто-франко российских и зарубежных рыбодобытчиков и покупателей, которым в настоящее время выгоднее оперировать с биоресурсами Охотского моря и Северо-Запада Тихого Океана в Японии, Корее, Китае и других странах.

Механизм создания портовых ОЭЗ четко и полно прописан в Законе 24-ФЗ от 30.10.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также согласуется с обозначенной Минвостокразвития России позицией о необходимости создания ТОР (территорий опережающего развития). Правительству необходимо незамедлительно готовить всю соответствующую проектно-изыскательскую документацию и бизнес-планы.

При этом следует учесть просчеты, имевшие место при функционировании многопрофильных логистических ОЭЗ «Порт Хабаровск», «Порт Мурманск» или туристско-рекреационной ОЭЗ «Куршская коса».  

 

Проект № 2 -  создание на базе богатейших ресурсов морских водорослей и объемных отходов рыбопереработки индустрии производства широкого спектра биологически активных веществ (хитозан, модифилан и др.), используемых в медицине, технике, агропроме и многих других отраслях. Основным поставщиком соответствующих запатентованных научных разработок могут стать наши соседи из Приморья – Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН.  

Проект № 3. Создать в районе поселка Ильинское газо-нефтехимический комплекс на сырьевой базе шельфовых месторождений углеводородов и подземной газификации глубоких залежей угля месторождений Углегорского района. При этом, необходимо изначально, несмотря на удорожание проекта, в ТЗ и ТЭО, кроме производства бензина, керосина, этилена, полиэтилена, пропилена, аммиака и метанола, предусмотреть производство как можно более широкого спектра технических полимеров и композитных материалов с использованием последних достижений нанотехнологии. Такая широкая диверсификация обеспечит газонефтехимии Сахалинской области серьезные конкурентные преимущества при любых колебаниях глобального рынка. И что особо важно для демографии Сахалина – это десятки тысяч инженерных и рабочих мест высокой квалификации.

 

Проект № 4 - создание сети инновационных предприятий по подземной газификации угля на базе сахалинских угольных месторождений глубокого залегания. Полученный таким образом газ подавать совместно с природным газом и нефтью, извлекаемыми из месторождений сахалинского шельфа, на газо-нефтехимический комплекс в Ильинском для производства широкого спектра полимеров и композитов. Реализация этого проекта в увязке с созданием газо-нефтехимического комплекса позволит, кроме достижения сахалинцами высоких уровней технологического передела, локализовать проблемы логистики экспорта добываемых на Сахалине углеводородов, а также безопасности шахтно-подземной угледобычи и экологический ущерб.       

Проекты № 5 и № 6 (взаимоувязанные)  – создание в Курильских проливах и проливе Невельского каскада электростанций морских приливных течений (ЭСМПТ). Скорость приливных течений в Курильских проливах уникально высокая и составляет от 5 до 11 узлов (лоция Охотского моря, книга 1406). Это одно из немногих мест в мире, где существует реальная природно-технологическая возможность генерировать энергию океана в необозримом временном интервале с высокой эффективностью.

Ученые из Оксфорда, уже завершающие испытание промышленного варианта ЭСМПТ, рассчитывают получать от таких каскадов вокруг Британских островов 15 Гвт электроэнергии (для сравнения – суммарная мощность нашей областной энергетики чуть более 700 Мвт). Соответствующие разработки по преобразованию энергии океана проводятся также Комсомольским-на-Амуре государственным техническим университетом.

Полученные избытки электроэнергии экспортировать в Японию с учетом устойчивого ее дефицита в соседней стране из-за серьезных сбоев в японской атомной энергетике, а также использовать для производства водорода из морской воды методом электролиза. Прогнозируемые объемы полученного из океана водорода сопоставимы, как минимум, с добычей углеводородов из традиционных невозобновляемых углеводородных месторождений. Кроме того, водород является идеальным экологически чистым энергоносителем и незаменимым компонентом множества промышленных химико-технологических процессов.

Проблемы хранения и логистики водорода, которые до сих пор сдерживали развитие водородной энергетики и транспорта, на настоящий момент уже успешно разрешены с использованием последних достижений в области нанотехнологий (адсорбирующий материал графан на основе графена, созданного лауреатами Нобелевской премии 2010 г. К.С. Новоселовым и А.К. Геймом). Технология транспорта, работающего на водородном топливе, также давно освоена, а его сервисное обслуживание может стать новой сферой деятельности для малого и среднего предпринимательства области.      

Проект № 7 – создание Сахалинского международного центра штормовых модельных испытаний и натурно-тренажерной переподготовки судоводителей. На мое письмо от 28.06.2012 г.по этой проблематике в адрес вице-премьера Д.О. Рогозина поступил ответ, что предложение признано заслуживающим внимания и передано в Военно-промышленную комиссию для использования в выработке соответствующих концепций, программ и планов. Научной основой проекта служат признанные мировой судостроительной наукой математические и натурные модели морских судов непротиворечивой штормовой мореходности, автором которых является доцент Сахалинского госуниверситета к.т.н. В.Н. Храмушин.

Остров Сахалин обозначен как наиболее предпочтительный для создания такого центра в связи с тем, что в прибрежной акватории по его весьма протяженному периметру единовременно присутствует множество различных гидродинамических режимов, необходимых для испытаний (в первую очередь, по методикам В.Н. Храмушина) и последующей инженерной доводки больших (10 – 15м) предстроительных моделей перед окончательной разметкой корпуса морского судна на плазе судостроительного предприятия. Приведенные выше факторы научной и практической ценности для отечественных и зарубежных судостроителей и судоводителей дают серьезные основания ожидать крупные заказы и высокую экономическую эффективность этого инновационного проекта.     

Проект № 8 – создание Дальневосточной интегрированной информационной системы морского и наземного мониторинга, архитектура которой разработана сахалинскими учеными еще в 90-х годах прошлого века. Мои неоднократные предложения и обоснования получили политическую поддержку (поручение Президента РФ В. Путина от 6 мая 2000 г. №416),  однако, даже несмотря на начатый в 2007 г. новый бурный этап российского освоения Арктики и Севморпути на фоне все более возрастающих посягательств геополитических оппонентов, организация и финансирование практической работы по созданию Системы по-прежнему остается на нулевой отметке. Принимая во внимание все возрастающую актуальность и высокие потенциалы Системы, руководству Сахалинской области было бы весьма уместным выйти с соответствующей инициативой в Правительство РФ, для чего предварительно доработать ТЗ и ТЭО .

 

 

 

Ю.И. Недорез –  действительный член Русского географического общества  


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?