Тихоокеанское
информационное агентство
19 Сентября 2024
Сейчас 12:13
91,67|102,04|66,91
09:19, 8 Мая 2015 | Новости экономики Сахалина и Курил

Обзор некоторых возможных направлений развития в Сахалинской области

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Россия очень богатая страна, где очень много бедных. Сегодня находясь между прошедшим и будущим, мы теряем настоящее. Основная причина, наше государство входит в первую десятку стран с самым неэффективным управлением (бюрократией), находясь между Тунисом и Индонезией. В стратегии развития более узкая специализация всегда предполагает прорыв и высокую эффективность, но и большие риски. Универсализация предполагает более медленный рост, но меньшую эффективность в отдаче от проектов. В тоже время в перспективе, предполагающее более устойчивое развитие. Эти тенденции в управлении не учитываются. При принятии решений важнее не компетентность, а высокая степень лояльности (которое далеко не всегда вызвано доверием). Это в большинстве случаев приводит к непоследовательным управленческим решениям. Данный фактор, главная первопричина низкой инвестиционной привлекательности.

В тоже время, сегодня главным показателем эффективной деятельности регионального правительства  -  привлечение инвестиций в регион. Но к сожалению мы также часто подменяем понятия дотаций и инвестиций. В отличие от инвестиций дотации  менее эффективны в несколько раз. 

Анализ инвестиционной деятельности показывает, что при растущем бюджете,  инвестиционная составляющая у нас ещё крайне низка. На инвестиции необходимо направлять не менее 10-15% бюджета, а не 3-4%. При этом по некоторым отраслям инвестиции составляют сотые доли процента.

Второй фактор влияющий на инвестиции, не меняющаяся налоговая политика, это уничтожает инвестиции, требующих «длинных» денег или низких процентов по кредитам. Главный результат этой составляющей, уход финансов в офшорные зоны и дальнейшая стагнация промышленности.

В сентябре прошлого года состоялся экономический форум в г. Сочи, где присутствовало 2/3 российских губернаторов. Выступление на форуме ведущего стратега в мире экономики, по рекомендациям которого живут 63 государства Ицхака Адизеса говорит о многом. Профессор Адизес раскрыл свою формулу успеха.

«Жизненный фундамент – это уважение и доверие, основанное на культуре. Уважение – это право думать по другому. Всё познаётся на основании отличий, а не согласии. Уважение и доверие подрывает коррупция и высокомерие.

Лидер – это интегратор, как большой палец руки. Лидер, который вызывает доверие, делает предприятие или регион успешным. Секрет успеха не в сменах, а в почве. Наша почва мерзлая, семена (специалисты) уезжают за границу. Россию аз два года покинуло 2 млн. самых квалифицированных специалистов.

Сегодня в России конкурентные отношения ушли на третий план. Конкурентные отношения очень важны. Самое большое богатство России – это женщины. Их обаяние и красота признаны во всем мире. Это возникло от большой конкуренции за право женщины стать матерью, так как постоянно не хватало 2-3 миллионов мужчин из-за рекрутских наборов в армию. В Советском Союзе так же приблизительно служило в вооруженных силах и еще столько же сидело в тюрьмах.

От отсутствия конкуренции в первую очередь страдают региональные руководители. В основном мы тратим энергию на внутреннюю дезинтеграцию и преодоление. Запас энергии ограничен. Чем больше тратится энергии, тем чаще ломается машина. Только остатки энергии мы тратим на интеграцию и внешние источники. Мы крайне не эффективны».

Адизеса поддержал вице-премьер Д. Козак: «Основной потенциал ни в нефти не в газе, а в людях. Важнейшая миссия власти обеспечение добросовестной конкуренции. Создание прозрачных правил. Тогда в регион пойдут инвестиции. Правительство будет поощрять губернаторов не за высокие результаты. А тех кто наиболее динамичен. Тех кто привлекает в регион больше всего инвестиций. В России потерян мозг. Большая часть нашего мозга не используется. Здесь главное боязнь и страх. Здесь главное боязнь и страх. Когда приходит лидер, все замолкают. Необходимо уходить от «всезнайства» и страха. Не надо никого поучать. Необходимо создавать условия для проявление лидерских качеств».

Выступающие министры и губернаторы так же отметили. Что люди сегодня замордованы. Необходима опора на людей, которые сделали себя сами. Здесь важны искренность и децентрализация. Важны коммуникации. Отсутствие доверия – визитная карточка регионов. Среди регионов примером могут послужить Татарстан, Калужская и Тульская области.

 

2. ПОЧЕМУ НЕ БУДЕТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

По данным «Вести финанс» 90% грузовых перевозок сегодня осуществляется морским транспортом. Этому предшествовал послевоенный экономический рост.

Исходя из островного положения ещё в 50-60-е годы Япония построила свою логистику на основе низкой себестоимости грузовых перевозок морским транспортом. В Японии всегда применили передовой мировой опыт в модернизации своих портов. Сегодня только один порт самого северного порта Вакканай, может обработать грузов больше чем  все порты Сахалина, построенных японцами в 20-30-е годы. Понятно, что из этой арифметики мы исключаем нефте газо наливной порт Пригородное.

Универсальные логистические системы грузоперевозок были построены на обработке грузов контейнерами, в первую очередь с целью ускорения и универсализации перевозок. Что в дальнейшем позволило Японской промышленности работать без складского хранения. Которое, увеличивало себестоимость промышленных издержек от 10 до 30%. При этом в бурно растущей экономике, прокладка железнодорожных путей к заводам, также становилось экономически не выгодным. В конечном счете, японцы отказались от грузовых железнодорожных перевозок. Исключив железнодорожный транспорт, как лишнее логистическое звено. Чтобы железнодорожный транспорт не исчез. Японцы нашли ему другое применение. Стали реконструировать железные дороги под скоростные пассажирские перевозки. Вначале таким сообщение были охвачены крупные города. Сегодня сеть скоростных дорог превысила 3000 км. В 2010 году построили новый суперсовременный вокзал в Асахигава. В следующем году «сенкайсен» будет летать из Токио в этот город побратим Южно-Сахалинска. А к 2018 году скоростная магистраль свяжет г. Вакканай со всей Японией. Грузоперевозкам не придают ни какого значения в связи с их низкой рентабельностью. И в строительстве моста для этих целей через пролив Лаперуза, никто в Японии не задумывается. 

Отставание российского монополиста в концепции и тенденции развития железнодорожного транспорта сегодня составляет 10-15 лет от европейских сран и от 40 до 50 лет от Японии. Сегодня только в Китае построено свыше 6000 км. высоко скоростных магистралей (ВСМ). В небольших по площади Испании и  Франции по 2000 км. В России сегодня существует 160 км. ВСМ.

Проанализировав тенденции международного развития железнодорожного транспорта, только в конце мая текущего года, руководство РЖД обнародовало свои планы, решив построить к 2030 году  4000 км. ВСМ. В приоритете не строить мост на Сахалин, а строить скоростные дороги, где проживает 2/3 населения России.

Россия сегодня занимает 2-е место по протяженности железных дорог и 32 место по контейнерным перевозкам.

Из-за неудовлетворительной транспортной связи с Сахалином,  экономические контакты Курильских островов в значительной мере тяготеют к рынкам сбыта в Камчатском и Приморском краях.  В первую очередь это поставка водно-биологических ресурсов и продуктов их переработки. Близость к портам Японии провоцирует контрабанду биоресурсов. На протяжении последних 20 лет с этой проблемой так никто и не справился. При этом оценочные потери российской стороны составили уже от 40 до 70 млдр. $.

Для снижения себестоимости грузов на Курильские острова, грузоперевозки необходимо производить контейнерами из Ванино, Владивостока, портов Японии, Республики Корея и Китая. Из Сахалина в схеме перевозок сегодня пока в основном остаются топливно-энергетические ресурсы.

3. КУДА ИДТИ ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

В данном разделе не буду говорить о состоявшихся инвестиционных проектах. О переориентации японских компаний на импорт леса из Канады. О разрушающей рыбную отрасль контрабанду биоресурсов.

Отсутствие стратегии на приоритетное насыщение внутреннего рынка привело к тому что, сегодня в обществе не формируется позитивное отношение к предпринимательству. Сегодня наш предприниматель банально ассоциируется с мелким спекулянтом по формуле «купи-продай». Причем если власть начинает интенсивно говорить о поддержке бизнеса, предприниматели начинают ожидать новых санкций. Локомотив экономики – малый бизнес, сегодня существует вопреки сложившейся ситуации, вновь усилились тенденции ухода в тень. Относительно комфортно себя чувствуют только крупные монополии. Правительство сегодня не знает, чем сегодня занято 38% трудоспособного населения России или 40 млн. человек. (О.Голодец). За последние три года было создано 100 тыс. малых предприятий, но ликвидировано 300 тыс. Схожая тенденция существует и в Сахалинской области.

Высокие цены в нефтегазовом секторе и военный заказ сегодня прикрывают неэффективную экономику. 

Инфляция в два раза превышает экономический рост. Фактически продолжается стагнация промышленности. Принципиально важно - инвестиции необходимо сосредоточить над развитием промышленности, которая удовлетворяет внутренний спрос. Там где существует возможность производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

Вместе с рыбной и пищевой промышленностью в Сахалинской области это может деревопереработка и производство мебели по современным технологиям, причем не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и на экспорт. Сельское хозяйство с производством мелкотоварного животноводства (овцы, кролики, индейка), пушное звероводство. Экспортным направлением также может стать производство домов из экологически чистой древесины.

В строительном секторе необходимо расширение так называемой «сухого производства» цемента, который в 2,5 раза эффективней и стоимость цемента в отличии от энергоёмких технологий составляет всего 10-12 тыс. руб. за тонну.

Представление о том, что Россия сырьевой придаток мировой экономики не совсем верно. Сегодня 50% производства внутреннего рынка мирового сырья сосредоточенно в Китае. При этом 85% мирового объема производства редкоземельных металлов, позволяет Китаю быть мировым лидером по производству электроники.

Сегодня Сахалинская область может быть одним из мировых лидеров по добыче германия и поставке редкоземельных металлов для российского машиностроения.

Развитие малой авиации на основе новых экономичных моделей. Производители вертолетов AV 139 планируют завоевать треть авиарынка Российской Федерации.

К сожалению, принятая программа развития въездного и внутреннего туризма недофинансирована и  не соответствует существующим современным тенденциям.

Сегодня в России на одного жителя расходуется 27600 руб. в год. Туристические предпочтения россиян выглядят следующим образом:

38% предпочитают отдыхать за рубежом, 9% так называемое дальнее зарубежье, 11% видят местом отдыха города России, 10% черноморское побережье Кавказа, 2% южное побережье Крыма.

Главный сдерживающий фактором в развитии туризма граждане, считают дефицит финансовых средств.  Второй важный фактор, препятствующий семейному отдыху, не предоставление отпусков в летний период.

Главный вид отдыха в представлении граждан – это пляжный отдых. Исходя из этого, приведенные данные необходимо превратить в конкурентное преимущество. В текущем году на самом большом острове в форме рыбы, необходимо осуществить санитарную очистку и благоустройство мест массового отдыха в Анивском, Корсаковском, Невельском, Долинском, Холмском районах. При незначительных финансовых затратах, это приведёт к улучшению условий самого массового вида отдыха сахалинцев. Созданию дополнительных рабочих мест. Расширению мест сезонной торговли и соответственно увеличит поступления в бюджет.

При этом только в Южно-Сахалинске сегодня существует 141 место массового отдыха, 45 баров и 37 ресторанов.

В виду ограниченности семейных бюджетов, необходимо активизировать межрегиональные  туристические связи на Дальнем Востоке. В первую очередь с Амурской областью, Приморским и Хабаровским краями с которыми у нас устойчивое авиапассажирское сообщение.

В завершении этого  обзора интерпретирую слова премьера Д.Медведева, который сказал, что у нас в стране строят не то что нужно, не то что может дать быстрый экономический эффект, а строят там где возможно получить большие откаты. Это предупреждения так и не были услышаны некоторыми руководителями.

 

 

Обзор подготовил Владимир Чуйко


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости экономики Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?