Тихоокеанское
информационное агентство
20 Сентября 2024
Сейчас 03:31
92,70|103,25|66,91
10:20, 7 Мая 2015 | Новости экономики Сахалина и Курил

На Сахалине в долгую и холодную зиму всегда было принято носить меха

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

На Сахалине в долгую и холодную зиму всегда было принято носить меха. Особенно прекрасная половина человечества жить не могла и не может без симпатичной шубки.

Звероводство, которое мы потеряли

В советские годы звероводство на Сахалине  являлось элитной отраслью сельского хозяйства. Здесь были не только самые высокие зарплаты, но и стабильные результаты. Ведь пушнина давала валюту. Но парадокс заключался в том, что закупочные цены в зверохозяйствах были выше отпускных экспортных. При этом сахалинские звероводы принимали постоянное участие в выставках продажах и в Лондонском меховом аукционе.

К примеру, выделанная шкурка норки закупалась за 70 долларов, а продавалась за рубеж за 20—30 долларов. В стране оставались лишь некондиционные образцы производимого меха. Оставить хорошую шкурку у себя считалось преступлением и каралось по всей строгости уголовного кодекса. Из 600 хозяйств, занимавшихся клеточным звероводством, к настоящему времени  осталось 30 звероферм, а реально производящих продукцию около 20.

Звероводство было дело прибыльно и безотходное. Рентабельность доходила до 35%.  Сейчас самое благоприятное для этого бизнеса время, — считает звероводы. Расширение  производства само напрашивается. Главное, не упустить время. Меховой рынок непредсказуем, то есть спрос, то нет. Для создания нового хозяйства потребуется от 23 о 25 тысяч рублей на одно звероместо. Минимальное хозяйство должно быть не  менее 10 тысяч зверомест.  А оптимально  - от 20 тысяч.  Новое предприятие может окупиться за 5 лет. Это если строить за свои деньги. А если с кредитами, то процесс затянется на неопределённое время.

Ситуация сегодня благоприятная, и звероводством заинтересовались во многих российских регионах. Строятся новые предприятия, уже заводят зверей в Татарстане, Калужской области, в Республике Марий Эл,  в Ростовской и Рязанской областях. Проснулся здоровый интерес к звероводству. Но на пути новых звероводов много проблем. В государственной программе поддержки сельского хозяйства, коим является разведение пушного зверя, не нашлось места для меховых дел мастеров. Например, на реконструкцию животноводческой фермы можно брать кредиты под субсидированную процентную ставку. А для звероводства не дадут. Ведь оно не кормит, а производство роскоши, того самого меха, не субсидируется. И по налогообложению находится в неравных условиях с сельхозпроизводителями.

Так что начинать этот бизнес, хоть и заманчиво, но рискованно. Если только не подходить к этому делу обдуманно и рационально.

 

Мягкое золото

Ещё в 70-е годы лишь немногие модницы позволяли себе изделие из каракуля или цигейки. Времена изменились, появились в ходу другие меха. Лидером здесь была и остаётся норка, самых разных цветов и оттенков. Сейчас около 80% всей одежды из меха в мире производится из норки.  Пушное звероводство, как и всё в большинстве своем:- развитая транспортная инфраструктура, пищевая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность нам досталась по наследству от японцев. В последствии все или почти всё было уничтожено и разграблено. Пушное звероводство дольше всех агонизировало, до средины двухтысячных.  Японцы в звероводческих хозяйствах выращивали черно-бурую лису. В плановой советской  экономике предпочтение было отдано норке. Она разводится проще и удобнее в производстве. Львиная доля её производилась в четырёх зверохозяйствах в Холмском, Томаринском, Корсаковском и Поронайском районах. В хозяйствах разводили до 10 разновидностей: тут и чёрные, и белые, янтарные, серо-голубых тонов  и коричневые зверьки. Норка — хищница, дешёвого корма, для сотен тысяч голов хватало. Основа в виде не кондиционной разно рыбицы и отходов  переработки рыбы. К зверькам поступали порции жидкого фарша, в котором присутствовало  всё необходимое для полноценного питания.

 Жизнь норки коротка. Через полгода после рождения она уже становилась шкуркой. Если самку оставили на племя, то она может прожить до 2,5 лет. Но итог один — шкурка.

Оборачиваемость стада было высокой, самка готова воспроизводству уже через 10 месяцев. Беременность норки — от 37 до 81 дней. Самка приносит от 4 до 8 щенков. Они рождаются слепыми и глухими, без шёрстки и очень маленькими. В горстях поместятся до 10 новорожденных щенков. И до 40 дней они находятся вместе с матерью, затем пересаживались в отдельные клетки.

Но не может быть так, чтобы всё было хорошо и проблем не существовало. Была проблема с утилизацией тушек зверья. Потом их стали брать птицефабрики для добавок в корм птицы. 

ПЕРВАЯ ФАКТОРИЯ ОТКРЫЛАСЬ НА КАМЧАТКЕ

Сегодня купить шкурку соболя у камчатского аборигена можно за бутылку водки. Разработчики местного Закона о факториях надеются, что с его принятием браконьерский промысел соболя и медведя уйдёт в прошлое, а охотники из числа коренных народов смогут достойно продавать результаты своего труда.

Заготконторам правительство региона обещает существенную финансовую поддержку, а взамен требует закупать у аборигенов охотничьи трофеи, изделия художественного промысла и дикоросы.

Расплачиваться с охотниками и мастерами хозяева факторий обязаны наличными. Здесь же по приемлемым ценам коренные жители смогут приобрести продовольственные и промышленные товары, за исключением спиртного..

Цены в фактории будет контролировать правительство региона: как закупочные, так и на товары первой необходимости. Они должны быть выгодны аборигенам, но и не в убыток хозяину фактории. Например, шкурку соболя в этом сезоне будут принимать по 4 тыс. рублей.

Первый транш размером в 10 млн. рублей ушел из краевого бюджета на счета Паланской фактории в конце прошлого года. В перспективе фактории откроют во всех районах края, включая Командорские острова. Цель— помочь коренному населению Камчатки — корякам, эвенкам, ительменам и алеутам — вернуться к своему исконному промыслу: охоте на пушного и морского зверя, выделке шкур и пошиву меховых изделий, сбору дикоросов. достигнуть этого будет нелегко многие традиции и навыки утрачены. Поэтому власти в рамках специальной региональной программы содействуют факториям ещё и в пропаганде традиционной деятельности, организации выставок и ярмарок, в профессиональной подготовке кадров. «Закона о факториях» внесён в Законодательное собрание Камчатского края и принят на сессии

 

«Коммерсант» 


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости экономики Сахалина и Курил


    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?