Тихоокеанское
информационное агентство
20 Сентября 2024
Сейчас 03:46
92,70|103,25|66,91
15:53, 16 Апреля 2015 | Новости общества Сахалина и Курил

В этом году исполняется 88 лет одному из последних участников Парада Победы сахалинцу Георгию Дойникову

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Судьба этого человека была полна неожиданных поворотов. Смерть мамы, детдом, в который он попал отчасти по своей вине, отчасти по милости родственников. А дальше были война, побег на фронт, участие в Параде Победы...

Драчливый и озорной, Жорка Дойников, может, кончил бы плохо. Детский дом-колония в Ульяновске, а потом служба в армии оказались спасительным якорем. Он научился очень хорошо играть на большой трубе – баритоне, а также на баяне и аккордеоне. Позже, особенно в юности и молодости, любовь к музыке стала во многом определяющей вехой в судьбе.

После победы в Сталинградской битве Жорка попал на фронт, служил в музыкальном взводе. Паренек навсегда запомнил, как музыканты играли перед уходящими в бой войсками, как уходили в бессмертие под звуки маршей советские воины. А 15-летний Жорка был отправлен в оркестр, который находился в тылу.

Память Георгия Сергеевича в его без малого 88 лет цепко хранит названия и даты, имена командиров и дирижеров. Словно вчера это было... Увлекшись воспоминаниями, он готов без устали перечислять их. И я перестаю удивляться тому, что в былые годы (тому уже 70 лет назад, а то и поболее!) он легко и накрепко запоминал различные музыкальные произведения и в любой момент мог отлично сыграть их.

За этот талант ему прощалось многое, даром, что не про него была поговорка «молчание золото». Острый и дерзкий язычок бывшего детдомовца нередко подводил Жорку. Но так уж он был воспитан: не бояться говорить правду, какой бы она ни была, невзирая на чины и звания. А, с другой стороны, всегда присутствовали в нем доброта и справедливость, которую ветеран сохранил навсегда. Развитое в юные годы чувство вкуса и гармонии подарило ему общение с великими произведениями музыкальной классики – «Фауст», «Иван Сусанин», «Аида»...

Служа в различных оркестрах, юный музыкант нередко играл в театрах, из которых особо выделял в лучшую сторону Одесский оперный театр. А поскольку Георгию всегда хотелось служить во флоте, то в 1945 году он устроился в оркестр Одесского военного округа.

А во время войны больше всего запомнились Жорке служба в Серпуховском летном училище и оркестре Политакадемии, которая располагалась в Москве.

ТРУБАЧ ПОБЕДЫ

9 мая 1945 года рядовой Георгий Дойников был дежурным сигналистом по Политакадемии. И когда раздался в репродукторах голос Левитана, извещавший о полной капитуляции фашистской Германии, Жорка первым делом поднес к губам трубу-сигналку. Над рядовыми и офицерами прозвучала торжественная мелодия, и сразу же воздух наполнился радостными восклицаниями: «Ура! Победа!».

 

После этого музыканты оркестра Политакадемии с инструментами в руках пошли играть на память различные музыкальные произведения: вальсы, марши... А рядом стояли и долго не хотели расходиться москвичи, многие танцевали, празднуя Победу.

А когда И. Сталин принял решение о проведении парада в честь Победы в Великой Отечественной войне, то сразу же стал формироваться и сводный военный оркестр в 1. 200 человек. Поначалу юных музыкантов, воспитанников своих воинских частей, в него включать не хотели. Однако в итоге решили, что все же будет справедливо, если в составе сводного оркестра будут играть и мальчишки, которым едва исполнилось 17 лет, а то и младше.

О МАРШАЛЕ ЖУКОВЕ

Генеральная репетиция парада, как помнит Георгий Сергеевич, прошла 5 июня то ли в три, то ли в четыре часа утра. А до этого шли непрерывные тренировки, изнурительные, люди едва с ног не падали. Однако никто даже не думал - ведь все знали, для чего это делается!

Контролировал подготовку парада маршал Жуков – лично. И когда репетиция закончилась, Георгий Константинович распорядился: «Начальника тыла – срочно!».

А когда то  подошел, маршал спросил: «Это кто стоит?». «Ну, как, кто? Воины-победители», - ответил начтыла. «Это пленные румыны стоят, а не воины-победители!» - прогремел Жуков. – «Распустить всех! Завтра чтобы у всех была новая форма! Генеральная репетиция будет завтра».

А в репетиции, которая так не устроила Георгия Константиновича, участвовали воины, которые пришли с войны – кто в обмотках, кто в чем... «А где же новую форму возьмут, если начальник снабжения сказал – нету?» - засомневался Жорка. Он не знал характера Жукова!

На следующий день все, поголовно, участники Парада Победы вышли на генеральную репетицию в новенькой, подогнанной по фигуре форме. Все нашли, что требовалось, за одни сутки, от шинелей и сапог до белых перчаток.

- Вот это, я вижу, воины, с которыми я от Москвы до Берлина дошел! – на всю Красную площадь довольно сказал Георгий Константинович.

 - Жуков был очень строгим, и, как говорят, горлопан немного, но он был очень добрым к солдатам, - вспоминает о своем  великом тезке Георгий Сергеевич. – Как Суворов. Приезжает в часть, и прямым ходом не к командиру части, а в столовую: как и чем солдат кормят?

...Был еще, рассказывает Дойников, такой случай. Приезжает Георгий Константинович в войсковую часть, а там вывешен большой портрет его. Жуков сразу говорит шоферу: «Разворачивайся!». И поехал в другую часть, где его не ждали. Музыканты знали все, что происходило в Московском военном округе, и, конечно, были наслышаны обо всех случаях, связанных с Жуковым. Может, слегка даже идеализировали его – но разве маршал Победы этого не заслуживал?

ПАРАД ПОБЕДЫ

В день Парада Победы погода была мокрая, мгногие участники запомнили довольно сильный дождь. Но на это никто не обращал внимания, потому что все: и солдатам, и офицерам, и маршалам, и членам правительства – одинаково светила и грела Великая Победа.

Впервые в тот знаменательный день 17-летний Жорка увидел, как  гарцевал на красавце коне маршал Жуков, и потом и выезжавшего верхом другого легендарного маршала – Рокоссовского. А после того, как Жуков обратился к воинам-освободителям и затем поднялся на трибуну Мавзолея, раздалась дробь барабанов, и по Красной площади пошли к Мавзолею с немецкими штандартами в руках герои той войны. И швыряли их на землю, один за другим! Это впечаталось в память навечно...

- А потом, когда воины проходили мимо трибуны под марш из «Ивана Сусанина» «Славься, славься, великий народ!», снова сердце дрогнуло, - не сдерживает слез Георгий Сергеевич. – В те годы я, пацан, никакого особого патриотизма в себе еще не ощущал. Но когда играли на Красной площади этот марш, то это получилось так красиво и величественно, что что-то внутри меня вздрогнуло. Потому что я Сталина видел! А он вместе с членами правительства аплодировал музыкантам.

...Сталин в то время был живым олицетворением Победы, ее живым символом для миллионов советских людей. И если кому-то удавалось хотя бы разок, одним глазком увидеть его, то даже одно это уже почиталось за великое счастье.

 

Георгий Сергеевич после демобилизации перебрался на Сахалин по вербовке в 1951 году. А в 1955-м устроился на работу в Корсаковский морской торговый порт. Много лет он честно и добросовестно трудился на этом предприятии в разных должностях, дольше всего – бригадиром докеров.

- Счастлив ли я? Да. У меня выросли дети и внуки, подрастают правнуки, - с вышины своих лет говорит Георгий Сергеевич. – Я жизнью доволен.

 

...Сильный духом человек, он и сейчас ни на кого не жалуется и по-прежнему помнит все, что было у него связано с войной и победой. И более всего помнит Парад Победы. Да и разве можно забыть это?..


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости общества Сахалина и Курил


    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?