Тихоокеанское
информационное агентство
25 Декабря 2024
Сейчас 17:49
99,87|104,23|66,91
15:55, 11 Декабря 2013 | Новости политики Сахалина и Курил

Сколько в России тратят бюджетных денег на «имидж губернатора»

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Как сообщается на сайте slon.ru в конце прошлой недели разгорелся скандал вокруг бюджетной «статьи на улучшение имиджа» для сахалинского губернатора Александра Хорошавина – тот якобы собирался потратить 680 млн рублей за три года. С такой формулировкой и о такой сумме на форуме Общероссийского народного фронта доложили президенту Владимиру Путину. «Хоть бы по другой статье провели какой-то», – удивился тогда президент.

В администрации Сахалинской области сразу заявили, что такой статьи, конечно, нет, и речь идет о тратах на «Совершенствование системы государственного управления», в рамках которой существуют региональные СМИ, начиная от содержания убыточных районных газет и заканчивая телевидением. Часть из этих средств (50 млн рублей), как и во всех других регионах, проходит по статье «Информирование о деятельности органов государственной власти». Пока сахалинскому губернатору прочат отставку, Slon выяснил, сколько бюджетных денег тратится на «имидж» остальными.

 

На недавнем закрытом совещании с заместителями губернаторов, отвечающими за внутреннюю политику, глава администрации президента Сергей Иванов назвал недопустимым, когда в рамках так называемого освещения деятельности губернатора его поездки в «детские сады и на стройку» преподносятся как новости, и призвал «не обманывать народ». Это заявление Иванова привел как довод спикер Волгоградской областной думы Владимир Ефимов на обсуждении бюджета области, попытавшись уменьшить траты на СМИ в следующем году. В ответ местный министр печати заявил: «Скоро выборы», – рассказывает издание «Высота 102.0». А по итогам заседания выяснилось, что есть две «священные коровы» в бюджете области, по которым не удалось сократить траты: СМИ и облизбирком.

То есть на форуме ОНФ, по сути, спикеры взяли на себя смелость озвучить секрет Полишинеля: финансово зависимые от региональных властей СМИ действительно выполняют задачу именно положительного информирования жителей о деятельности губернатора и его администрации.

Если посмотреть отчеты об исполнении  бюджетов регионов в части расходов за 10 месяцев 2011, 2012 и 2013 годов, то сравнение этого года и предыдущих показывает: средний темп роста расходов на СМИ – 110,7%, посчитала для Slon эксперт Центра фискальной политики Дарья Андреева«Субъективное объяснение – что это политика региональных властей. Конечно, доля расходов на СМИ в общих расходах бюджетов крайне мала – 1–2%. Но наращивать расходы на прессу в условиях сокращения доходной базы – шаг, мягко говоря, опрометчивый», – говорит она. Общий дефицит региональных бюджетов в следующем году вырастет с нынешних 74 млрд до 674 млрд.

Столько денег тратится на «имидж губернатора» 
 2013201220112013 к 20122013 к 2011
Субъект
Исполнено, млн руб.ДоляРанг РФ    
 
Российская  Федерация32 201.9130.49%  
29 090.62024 401.160110.7%132.0%
Дальневосточный федеральный округ1 993.1690.40%  
1 8601 603107.2%124.3%
Амурская область132.5810.24%60146.461102.39990.5%129.5%
Еврейская автономная область22.8190.23%6122.59121.686101.0%105.2%
Камчатский край54.8760.12%7826.19824.991209.5%219.6%
Магаданская область90.2250.38%3085.12556.715106.0%159.1%
Приморский край197.8280.26%54222.625224.44288.9%88.1%
Республика Саха (Якутия)842.7320.69%12761.103711.433110.7%118.5%
Сахалинская область173.8010.25%59162.130122.869107.2%141.5%
Хабаровский край384.1490.49%22342.248250.010112.2%153.7%
Чукотский автономный округ94.1610.56%1991.60088.852102.8%106.0%
Приволжский федеральный округ3 803.7370.38%  
4 4413 34485.6%113.7%
Кировская область92.3760.21%6379.52871.131116.2%129.9%
Нижегородская область366.5150.31%44377.586358.47197.1%102.2%
Оренбургская область114.6530.17%7088.82893.708129.1%122.4%
Пензенская область129.3870.30%46127.68587.877101.3%147.2%
Пермский край21.4350.02%8317.63710.678121.5%200.7%
Республика Башкортостан961.0260.74%81 059.240917.60590.7%104.7%
Республика Марий Эл76.9900.38%3183.88577.33691.8%99.6%
Республика Мордовия121.0620.41%27148.444128.88981.6%93.9%
Республика Татарстан (Татарстан)1 060.6740.69%111 552.359775.21168.3%136.8%
Самарская область414.5070.35%34432.803406.66495.8%101.9%
Саратовская область91.2880.14%7689.44678.599102.1%116.1%
Удмуртская Республика145.0800.27%53177.630158.54081.7%91.5%
Ульяновская область125.4640.34%38118.147101.624106.2%123.5%
Чувашская Республика – Чувашия83.2810.25%5688.33578.21494.3%106.5%
Северо-Западный федеральный округ2 211.6500.32%  
1 7471 818126.6%121.6%
Архангельская область113.9240.19%6879.899105.949142.6%107.5%
Вологодская область186.1270.42%26148.062199.026125.7%93.5%
г. Санкт-Петербург949.5310.33%39694.534762.244136.7%124.6%
Калининградская область87.7080.23%6272.81242.571120.5%206.0%
Ленинградская область140.3180.20%66137.028122.387102.4%114.7%
Мурманская область97.9410.21%6487.66076.210111.7%128.5%
Ненецкий автономный округ171.9311.37%2109.01972.386157.7%237.5%
Новгородская область99.8250.39%2953.52385.432186.5%116.8%
Псковская область74.4210.31%4566.52370.525111.9%105.5%
Республика Карелия84.1020.29%4876.392113.985110.1%73.8%
Республика Коми205.8250.36%33221.669168.24792.9%122.3%
Северо-Кавказский федеральный округ1 592.2980.63%  
1 3881 355114.7%117.5%
Кабардино-Балкарская Республика244.1431.20%4162.837186.865149.9%130.7%
Карачаево-Черкесская Республика45.4480.32%4343.95838.770103.4%117.2%
Республика Дагестан440.9310.70%10355.770309.430123.9%142.5%
Республика Ингушетия97.6500.63%1446.91334.826208.2%280.4%
Республика Северная Осетия – Алания68.2200.36%3273.79566.73792.4%102.2%
Ставропольский край84.6380.12%7985.02289.49599.5%94.6%
Чеченская Республика611.2681.35%3620.349629.15698.5%97.2%
Сибирский федеральный округ1 993.7480.26%  
1 8531 688107.6%118.0%
Алтайский край188.8700.29%50163.296144.671115.7%130.6%
Забайкальский край28.0880.07%8228.11232.90199.9%85.4%
Иркутская область184.9840.19%69158.06997.232117.0%190.2%
Кемеровская область152.6420.15%72156.934123.82697.3%123.3%
Красноярский край386.3510.25%58381.704412.539101.2%93.7%
Новосибирская область392.2160.35%37319.301276.652122.8%141.8%
Омская область340.5030.50%21356.213344.30695.6%98.9%
Республика Алтай36.3460.33%4130.65529.860118.6%121.7%
Республика Бурятия56.9400.15%7162.22848.26391.5%118.0%
Республика Тыва23.4830.14%7518.21817.298128.9%135.8%
Республика Хакасия146.8500.71%9124.860104.516117.6%140.5%
Томская область56.4740.13%7754.06956.852104.4%99.3%
Уральский федеральный округ4 721.6140.67%  
4 0423 243116.8%145.6%
Курганская область24.9110.09%8141.43449.03260.1%50.8%
Свердловская область1 032.6250.58%16390.840312.117264.2%330.8%
Тюменская область475.9710.43%25570.487443.33983.4%107.4%
Ханты-Мансийский автономный округ991.3730.58%171 006.070826.90998.5%119.9%
Челябинская область122.0790.11%80123.045109.04399.2%112.0%
Ямало-Ненецкий автономный округ2 074.6541.81%11 910.4341 503.094108.6%138.0%
Центральный федеральный округ13 961.2450.66%  
12 24310 009114.0%139.5%
Белгородская область174.8560.26%55161.781143.425108.1%121.9%
Брянская область54.1790.14%7340.95539.263132.3%138.0%
Владимирская область57.8990.14%7458.87341.14898.3%140.7%
Воронежская область243.1930.32%42187.006162.340130.0%149.8%
г. Москва9 916.8820.87%58 4856 898116.9%143.8%
Ивановская область87.0370.29%4979.85573.688109.0%118.1%
Калужская область275.7820.65%13195.042233.674141.4%118.0%
Костромская область119.7860.56%18114.153113.303104.9%105.7%
Курская область90.0890.25%5798.096128.03491.8%70.4%
Липецкая область208.7560.54%20203.435179.126102.6%116.5%
Московская область1 918.1910.62%151 7771 352107.9%141.8%
Орловская область81.4720.33%4078.29491.232104.1%89.3%
Рязанская область139.4420.35%35130.276114.470107.0%121.8%
Смоленская область68.3420.20%6563.50754.522107.6%125.3%
Тамбовская область100.1780.28%5297.588107.147102.7%93.5%
Тверская область161.9030.35%36139.386149.989116.2%107.9%
Тульская область98.7620.20%67109.59588.77390.1%111.3%
Ярославская область164.4970.30%47223.03538.08173.8%432.0%
Южный федеральный округ1 924.4520.42%  
1 5131 336127.1%144.0%
Астраханская область243.0070.75%746.01242.868528.1%566.9%
Волгоградская область296.4460.41%28250.196290.710118.5%102.0%
Краснодарский край878.0890.44%24798.697632.779109.9%138.8%
Республика Адыгея (Адыгея)111.7000.87%6102.35899.876109.1%111.8%
Республика Калмыкия41.4370.46%2340.09947.639103.3%87.0%
Ростовская область353.7720.28%51276.172222.985128.1%158.7%


Источник: info.minfin.ru 

На СМИ стали существенно больше тратить в этом году в Оренбургской (129%), Архангельской (142,6%), Брянской (132%), Воронежской (130%), Ростовской (128%) областях, в Санкт-Петербурге (136,7%), Кабардино-Балкарии (208,2%), Ямало-Ненецком автономном округе (158%), Камчатке (209%), Ингушетии (208%), но больше всего траты в Свердловской (264,2%) и Астраханской областях (528,1%).

На что же именно тратятся деньги? Официально в бюджете прописано, что эти деньги идут, например, на «создание телевизионных программ, газетных публикаций, поддержку убыточных муниципальных газет и телекомпаний, а это более 20 редакций, обеспечение работы единственной региональной телекомпании, публикацию материалов, направленных на повышение туристической, инвестиционной и демографической привлекательности региона и так далее».

Часть средств для работы с федеральными СМИ стандартно проходит по статье расходов «создание благоприятного инвестиционного климата», именно сюда прописываются договоры с ведущими информационными агентствами страны, которые получают заказ на освещение, так же как их региональные коллеги – через сайт госзакупок.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев говорит, что некоторые регионы действительно тратят деньги на косвенную агитацию и СМИ получают под выборы огромные контракты. А есть регионы, где деньги тратятся на конкретные социальные инициативы по поддержке определенных социальных групп, а СМИ и так «построены». «Но  сразу бросается в глаза, что это регионы, где прошли выборы или будут, либо где проблемы с имиджем. В Астраханской области – выборы, в Петербурге у Полтавченко проблемы с имиджем, в Кабардино-Балкарии выборы в следующем году плюс там шла борьба с силовиками, в Ингушетии были выборы, заканчивались полномочия, в Свердловской области проводили выборы мэра Екатеринбурга, в Брянской готовятся в следующем году к выборам областного парламента, в Воронежской прошли выборы мэра, в следующем году выборы губернатора, в Астраханской – застарелый конфликт, выборы мэра и губернатора, в Ростовской области прошли выборы в заксобрание. В Оренбурге и на Камчатке, возможно, готовятся к досрочным выборам губернатора. Но по общему тренду совершенно очевидно, что там, где вроде как поддерживают прессу, на самом деле пиарят губернатора», – говорит он.

А глава Политической экспертной группы Константин Калачев утверждает, что можно выделить три основных обстоятельства, влияющие на увеличение этой статьи расходов: приближающиеся выборы, падение рейтинга главы региона и необходимость его срочной реанимации, внутриэлитные конфликты и отсутствие полного контроля над информационным пространством региона. «Усугубляют ситуацию аппетиты отдельных пресс-секретарей и пиарщиков некоторых региональных руководителей, которые кормятся от объемов затраченных на информационную политику средств», – рассказывает Калачев.

 

 

Если оценить траты на СМИ в течение последних лет, сразу заметен постепенный их рост после прихода нового губернатора, которому нужно с нуля завоевывать лояльность жителей области. 

В Волгоградской области после назначения губернатором Сергея Боженова в 2012-м такая динамика: в 2013-м расходы бюджетных денег составили 428 млн, в 2012-м было 334 млн рублей, согласно данным Минфина, а на 2014-й запланировано около 308 млн. Но это не значит, что потрачено будет именно столько: статья расходов на СМИ в течение этого года постоянно увеличивалась. Аппетиты СМИ постоянно росли. В Волгограде было заложено 238 млн на 2012 год, но с приходом Боженова цифры подкорректировали и потратили 334 млн, а на 2013-й было заложено 318 млн, но уже потрачено 428 миллионов.

В Челябинской области после назначения Михаила Юревича в апреле 2010-го динамика расходов на СМИ выглядит так: в 2011 году потрачен 121 млн, в 2012-м – 187 млн, в 2013-м будет 202 млн. Но это довольно скромная сумма по сравнению с затратами назначенных в прошлом году губернаторов Свердловской области Евгения Куйвашева и главы Астраханской области Александра Жилкина: рост в 2,6 и 5,28 раза.

Всего в прошлом году в Свердловской области было потрачено 529,66 млн, в этом – до октября потратили около миллиарда рублей, а в конце года сумма может составлять порядка миллиарда трехсот миллионов.

На что именно уходят деньги? Согласно лотам на сайте госзакупок, которые обнаружило издание Znak.com, траты бюджета области выглядят так: 5,445 млн рублей ЗАО «Коммерсантъ в Екатеринбурге», 2,449 млн «Интерфакс-Урал», 3,04 млн ФГБУ «Редакция «Российской газеты», 4,515 млн ЗАО «Авторские телевизионные новости» (речь идет о региональном вещании канала «Россия-24»), 2,570 млн телекомпании «Четвертый канал» и т.д.

По словам Калачева, астраханскому губернатору Александру Жилкину, чьи полномочия заканчиваются уже через год, также пришлось пойти на «покупку лояльности независимых ресурсов, на подкормку своих, может быть, на создание новых СМИ, ставить блоки на негатив и так далее».

Рост расходов бюджетных денег на СМИ связан не столько с назначением нового губернатора, нуждающегося в укреплении позиций, сколько с проведением выборов, как справедливо отметил министр печати Волгоградской области. Яркий пример: Ярославская область, где в 2012-м прошли выборы мэра и городского совета Ярославля, а в 2013-м областного. Динамика расходов такая: в 2011-м – 51,47 млн рублей, в 2012-м уже 123 млн, в 2013-м – 205 млн к концу года. 

А губернатору, пришедшему в регион на смену еще не потерявшему влияния предшественнику, все-таки придется потратиться на прессу из регионального бюджета. В Новосибирской области губернатор Василий Юрченко, назначенный в 2010-м, не стал в первые годы заметно увеличивать расходы на СМИ (в 2011 году – 350,6 млн, в 2012-м – 393,09 млн). В 2012-м, после того как Юрченко столкнулся с резким неприятием местных элит, а в городе и по области был получен один из самых слабых результатов «Единой России» на выборах в Госдуму, меняется вице-губернатор и команда, отвечающие за работу во внутренней политике и со СМИ. В регионе начинается политика задабривания СМИ, выстраиваются новые структуры, растет финансирование местного ВГТРК, рассказывает источник Slon, близкий к администрации области. По его словам, новый ответственный вице-губернатор Виктор Козодой лично ездил к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву договариваться о смене политики: местное телевидение якобы находилось под влиянием бывшего губернатора области, а сейчас полпреда в Сибири Виктора Толоконского. В итоге в 2013-м траты должны вырасти до 569,6 млн, хотя изначально закладывали 481 млн.

Задабривание или запугивание

Меньше всего тратит денег на СМИ Еврейский автономный округ – 26,49 млн, а больше всего на прессу уходит в Москве – к октябрю потрачено почти 10 млрд рублей (рост на 116,9% по сравнению с прошлым годом), а к концу года будет израсходовано 11 млрд 611 млн. В Чечне на СМИ ушло за 10 месяцев 611 миллионов рублей. Вот как росли траты на СМИ в Чечне: в 2011-м – 774 млн, 2012-м – 825 млн, 2013-м – 1026 млн

Однако если сравнить отношение общего бюджета к бюджету на СМИ, то Чечня тратит около 1,5% на медиа, в то время как в Москве это соотношение составляет примерно 0,7%. 

Любопытно, что в Кемеровской области, где многие критики губернатора Амана Тулеева называют управление регионом «авторитарным», это соотношение равно 0,43%. Население Ингушетии составляет 442 тысячи человек против 1,3 млн в Чечне – разница в три раза, а разница трат на СМИ (142 млн в этом году против 1 млрд) в семь раз.

«Если смотреть Волгоград, Ростов, Дагестан, Воронеж – это такая дорога возрастания проблем, которые существуют в регионах. Идет борьба, ее костер решили тушить ассигнациями, значит, надо все больше контрактов со СМИ размещать. Если посмотреть в самое начало таблицы, то мы увидим далеко не бедные регионы, Самарская, Челябинская, Кемеровская, Коми, но расходов немного: там либо гораздо более "рукастые" команды, либо все жестко отстроено за небольшие деньги. А вот Курганская область – всего 60% от прошлогодних расходов – показывает, что местная власть уже не борется, а ждет, когда с ней кто-то что-то решит», – говорит руководитель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов.

Глава фонда, бывший руководитель Управления внутренней политики в администрации президента Константин Костин напоминает, что бюджетные средства выделять нужно: чтобы информировать население о том, что делают власти, как пользоваться услугами, нововведениями, льготами, – это то, на что люди имеют право, но «во всем необходимо иметь чувство меры».

 

Миллиардные суммы тратит на СМИ и бюджет Московской области: в 2011-м было 1,8 млрд рублей, сейчас потрачено больше 1,9 миллиарда. Существенную часть «съедает» телеканал «Подмосковье». Согласно этому лоту на сайте госзакупок, Минэкономики Московской области на следующий год планирует потратить почти 1,5 млрд рублей как раз на телеканал «Подмосковье».

Растут траты на СМИ и в Санкт-Петербурге. Уже потрачено за 10 месяцев 949 млн против 694 млн за аналогичный период в прошлом году, всего к концу года расходы на СМИ могут составить больше полутора миллиардов рублей, что приведет к резкому росту в сравнении с прошлым годом.

Если сравнить планируемые траты с получившимися, то заметно, что что во многих регионах изначально закладывалось меньше денег на СМИ, но в ходе исполнения бюджета расходы повышались: в Вологодской и Кемеровской областях было по 159 и 199 млн рублей, а стало примерно 210 млн рублей, в Белгородской закладывали 173 млн рублей, а стало 250 млн, в Челябинской – 190 млн, а стало 202 млн и так далее.

На самом деле трата, в которой упрекают губернатора Сахалинской области, – примерно двести с чем-то миллионов рублей – это средние показатели бюджетных трат на СМИ в самых разных регионах России. Но тут, во-первых, количество потраченных бюджетных денег также  все время росло (в 2013-м набежит сумма 239 млн, хотя в 2011-м потратили 175 млн), а во-вторых, область считается одной из самых малонаселенных – около пятисот тысяч жителей. 

Вне бюджета

Однако это были только официальные расходы, легальный кусок в бюджете, проходящий по статьям «информирование о деятельности госорганов», «создание привлекательного инвестиционного климата в регионе» и «финансовая поддержка региональных и местных СМИ».

Сколько в регионе тратится на нанятых для губернатора сторонних пиарщиков, точно подсчитать невозможно. Часто функционал разводится: за пиар для жителей региона отвечает один человек, а для федерального центра – другой. «Все-таки когда речь о федеральных СМИ заходит, стараются пиарщиков брать не местных», – рассказал Slon один из работающих на губернатора политтехнологов. 

Есть несколько губернаторов, которых ведут известные московские политологи. По словам главы «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко, это работа вплоть до «выстраивания отношений с федеральными элитами, вплоть до лоббизма с федеральными чиновниками». «Мы работаем или со стратегическим политическим планированием глав регионов, или с лоббистскими проектами, или в качестве аудиторов той работы, которую ведет команда губернатора», – говорит он.

По мнению опрошенных Slon политтехнологов, ценник на услуги зависит от региона, задач и щедрости губернатора: услуги на обычный консалтинг не в «военное», предвыборное время стоят примерно от 20 тысяч долларов в месяц до миллиона долларов в год. «Могут официально брать три-четыре тысячи доларов заработной платы в год, а за год стать миллионером – на откатах за услуги подрядчиков», – рассказывает другой политтехнолог. За советы по «очеловечиванию» образа губернатора Боженова местный бизнес платит около пятисот тысяч рублей в месяц каждому члену команды, рассказал Slon источник, близкий к администрации. Оплата проходит либо в форме черного нала, но это обычно в случае войны с местными элитами, когда много черного пиара, либо услуги пиарщиков оплачивает близкий к власти бизнес, получающий, в свою очередь, преференции от администрации. «Но иногда лучше бюджетные деньги, чем отдавать это на аутсорс бизнесу, который строит на такие деньги империю, а потом губернатор попадает в зависимость», – рассуждает Леонид Давыдов. Калачев приводит в пример свердловский портал Ura.ru как один из ресурсов, принадлежащих «финансово-промышленным группам в регионе, чья восторженность в отношении губернатора зависит от их отношений с ним».

Разница в форме оплаты работы пиарщиков зависит от финансового развития региона, говорит один из опрошенных Slon политтехнологов. «Понятно, что чем более в регионе развита финансовая сфера, чем больше все глобализованы и с банками на Кипрах, и в Люксембургах, тем больше элита привыкла к наличным деньгам. А вот в Мордовии какой-нибудь с этим наверняка сложнее», – рассказывает он. 

 

Источник: Slon.ru


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости политики Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?