Тихоокеанское
информационное агентство
23 Декабря 2024
Сейчас 01:34
102,34|106,54|66,91
13:35, 29 Сентября 2017 | Новости экономики Сахалина и Курил

СМИ: У Сахалина забирают нефтегазовые деньги

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Правительство РФ собирается отобрать у Сахалинской области до 50 миллиардов рублей нефтегазовых доходов. Об этом написали сразу несколько федеральных изданий, сообщает АСТВ.ру.

По данным «Газеты.Ру» и РБК, вице-премьер Юрий Трутнев поручил Минфину подготовить поправки в Бюджетный кодекс, меняющие с 2018 года схему распределения доходов по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП), заключенных до вступления в силу федерального закона о Соглашении о разделе продукции (СРП).

РБК пишет, что потери региона превысят 50 миллиардов рублей. Именно столько от налогов проекта «Сахалин-2» в правительстве собираются перебросить на дальневосточные проекты. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что на деле суммы будут выше.

Текст поправок подготовлен, но еще не внесен в Думу. О том, что такие изменения готовятся, говорится и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы, которая есть у РБК.

В случае принятия поправок потери сахалинского бюджета составят 51,3 миллиарда рублей за три года, в том числе 25 миллиардов рублей в 2018 году, следует из пояснительной записки. 25 миллиардов рублей - это 23 % собственных доходов Сахалинской области, прогнозируемых на этот год. Эти деньги будут перенаправляться «на развитие Дальневосточного федерального округа».

Сейчас в казну региона поступает 75 % налогов на прибыль «Сахалина-2» - проекта по добыче углеводородов и сжижению газа на шельфе Сахалина с участием «Газпрома», Shell и японских компаний. А после корректировок будет поступать на две трети меньше - 25 % вместо 75 %, уточняет собеседник РБК и говорится в пояснительной записке к бюджету.

В 2017 году доходы бюджета Сахалинской области составили 108,7 миллиарда рублей. Доходы на 2018 год запланированы на уровне 72,7 миллиарда рублей. То есть у региона заберут больше трети доходов. Чтобы оценить возможные потери, достаточно посмотреть расходную часть действующего регионального бюджета.

Например, 24 млрд рублей - это столько, сколько отправил Сахалин на инвестиционные проекты согласно бюджету 2017 года. 17 млрд рублей составили расходы на социальную поддержку населения. 16,1 млрд - госпрограмма развития образования, 16,4 млрд - программа поддержки здравоохранения на 2017 год.

Это не первый раз, когда федеральный центр забирает у Сахалинской области часть поступлений от проекта «Сахалин-2»: до 2017 года регион получал 80 % налога на прибыль, но в конце 2016 года правительство перераспределило 5 % на поддержку других регионов.

Новые поправки в законодательство тоже касаются только проекта «Сахалин-2», но не другого международного СРП - «Сахалин-1», говорит источник РБК в правительстве. Оба соглашения были заключены еще в середине 1990-х, оба защищены от влияния неблагоприятных изменений в российском законодательстве, что еще в 2000 году вызывало недовольство Счетной палаты.

В российском Налоговом кодексе есть пункт, введенный в 1999 году, о том, что к СРП, заключенным до января 1996 года, применяются условия исчисления и уплаты налога на прибыль, установленные этими соглашениями, даже если эти условия противоречат российскому законодательству о налогах и сборах. Но разница между соглашениями «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в том, что в первом прописано распределение налога на прибыль между Сахалинской областью (22 % от прибыли) и федеральным бюджетом (13 % от прибыли), а во втором записана только совокупная предельная ставка по налогу на прибыль (32 %) без разбивки по бюджетам. Это и позволяет правительству сокращать долю региона в налоге на прибыль от участников «Сахалина-2», поясняет собеседник РБК, знакомый с этим предложением.

При этом именно «Сахалин-2» обеспечивает крупнейшую долю нефтегазовых поступлений в сахалинский бюджет: в доходах региона от налога на прибыль участников двух СРП на «Сахалин-2» приходится 80-90 %, а на «Сахалин-1» - 10-20 %, показывают данные областного бюджета, изученные РБК.

Налог на прибыль в рамках «Сахалина-2» в 2017 году (уплаченный по итогам прошлого года) принес Сахалинской области 36,2 млрд рублей. Налог исчисляется в долларах и зависит от объемов добычи нефти и реализации СПГ от проекта, цены нефти, сметы расходов, курса доллара к рублю (чем рубль слабее, тем больше выигрыш бюджета на курсовой разнице). Если бы поправка о перераспределении 50 п.п. налога действовала уже в этом году, бюджет региона лишился бы 24,2 млрд рублей, или 22% собственных доходов. Бюджет Сахалинской области дефицитный с 2016 года, по итогам 2017 года дефицит составит 10,84 млрд рублей, или 10% собственных доходов.

Регион выступал резко против предстоящего перераспределения доходов, но центр настоял на своем, говорили РБК собеседники, близкие к властям Сахалина. Недавно назначенная на пост главы комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной думы Наталья Захарчук говорит, что депутаты будут отстаивать сахалинские деньги, правда, придется поломать голову, что можно сделать, чтобы не отдать деньги центру.

- Мы категорически против. Все, что зарабатывается на Сахалине, должно оставаться у нас, - говорит Наталья Захарчук. - Мы далеко живем от центральной части России. И жители вправе рассчитывать на тот социальный уровень, который способен им обеспечить бюджет Сахалинской области.

Впрочем, в кулуарах говорят, что вариантов у сахалинских властей нет. Отъем денег согласован с президентом РФ. Об этом пишут и СМИ. РБК, ссылаясь на неназванного федерального чиновника, указывает, что предложение поступило от Минвостокразвития и было поддержано полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым. Уменьшение доли Сахалинской области по «Сахалину-2» на 50 п.п. согласовано с президентом, говорит другой собеседник РБК в правительстве. По его словам, в ходе обсуждений предлагалось сократить долю налоговых поступлений от проекта в регион до 37,5 %, но курирующий вице-премьер настоял на 25 %. Эти деньги понадобились как источник докапитализации Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), утверждает он.

Но близкий к Минфину источник РБК говорит, что докапитализация ФРДВ - не единственный сценарий использования перераспределяемых доходов Сахалина, есть и второй - перечисление всей суммы в федеральный бюджет с целью дотаций регионам Дальневосточного федерального округа на конкретные проекты, минуя фонд.


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости экономики Сахалина и Курил


    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?