Тихоокеанское
информационное агентство
29 Марта 2024
Сейчас 21:45
92,26|99,71|66,91
12:32, 14 Марта 2017 | Новости о деятельности правоохранительных органов Сахалина и Курил

Сахалинский областной судья не дал уйти делу по крушению траулера «Дальний восток» в Магаданскую область

Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова».

Сахалинский областной суд отменил постановление Южно-Сахалинского городского суда о направлении по территориальной подсудности в Ольский районный суд Магаданской области уголовного дела, возбужденного в связи с крушением 2 апреля 2015 года в Охотском  море траулера «Дальний Восток», в результате которого погибло 69 человек и 22 человека пострадали. Причины этого решения ТИА «Острова» сообщили в областном суде.

В конце декабря 2016 года в Южно-Сахалинский городской суд поступило уголовное дело в отношении обвиняемых  по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ В., К., Б., обвиняемого по части 3 статьи 293 Уголовного кодекса РФ Х. и обвиняемого по части 3 статьи 290, части 3 статьи 285 Уголовного кодекса РФ Н., возбужденное в связи с крушением 2 апреля 2015 года в Охотском море траулера «Дальний Восток», в результате которого погибло 69 человек и 22 человека пострадали.

В ходе предварительного слушания судья Южно-Сахалинского городского суда предложил направить уголовное дело по территориальной подсудности в Ольский районный суд Магаданской области. При этом он ссылался на требования статей 31 и 32 Уголовно-процессуального кодекса России. В статье 32 указано, что территориальная подсудность определяется местом совершения преступления или их большинства, или наиболее тяжкого из преступлений, но не местом проведения или окончания расследования дела либо нахождения большинства обвиняемых по нему.

Судья сделал вывод, что обвиняемые не совершали инкриминируемые им преступления на территории Сахалинской области, включая наиболее тяжкие. Кроме того, в день крушения, 2 апреля 2015 года, траулер «Дальний Восток» находился в такой географической точке Охотского моря,  ближайшим населенным пунктом к которой был поселок Ямск Ольского района Магаданской области. Соответственно, на эту территорию распространялась юрисдикция Ольского районного суда. Между тем, в Сахалинской области расположен лишь офис компании-судовладельца «Магеллан», а так же порт приписки траулера. Учитывая все это, 20 января 2017 года судья Южно-Сахалинского городского суда вынес постановление о направлении данного уголовного дела по территориальной подсудности в Ольский районный суд Магаданской области. Однако с этим решением не согласились государственный обвинитель, представители потерпевших и защитники обвиняемых. Они подали апелляцию в Сахалинский областной суд.

В результате апелляционного рассмотрения уголовного дела с участием сторон 6 марта 2017 года апелляционная инстанция Сахалинского областного суда признала незаконным и необоснованным обжалованное решение нижестоящего суда, о чём вынесла апелляционное постановление, в котором в частности указала следующее.

 Ни статья 32 Уголовно-процессуального кодекса России, ни иные законодательные или нормативные акты не предписывают в качестве правила определения территориальной подсудности установление расстояния от расположения самого близкого судебного органа к месту морской акватории крушения судна. В то же время статья 32 Уголовно-процессуального кодекса России, определяющая территориальную подсудность уголовного дела, содержит часть 2, указывающую: «Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления», и часть 3, указывающую: «Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них».

Из обвинительного заключения следует, что по данному уголовному делу привлечены к уголовной ответственности пятеро лиц, трём из которых инкриминируется совершение преступных деяний в Южно-Сахалинске. Это опровергает сделанный судьей первой инстанции вывод, касающийся установления фактических обстоятельств объективной стороны вмененных им преступлений, подлежащих доказыванию в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом России порядке, согласно которому суд вправе и обязан по ним высказаться лишь при вынесении итогового решения по делу (статья 299 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Также Южно-Сахалинск является местом проведения завершающих следственных действий на досудебной стадии производства по делу.

Кроме того, в соответствии со статьей 52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, с чем согласуются положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, предусматривающей, что лица, которым был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию причиненного им ущерба в соответствии с национальным законодательством, и при этом судебные и административные процедуры в большей степени должны отвечать их потребностям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 15 января 1999 года № 1-П, от 14 февраля 2000 года № 2-П, от 8 декабря 2003 года № 18-П и от 11 мая 2005 года № 5-П, от 16 октября 2012 года № 22-П и  Определениях от 5 декабря 2003 года № 446-О, от 24 ноября 2005 года № 431-О и от 17 ноября 2011 года № 1555-О-О, государство обязано способствовать восстановлению достоинства личности, устранению нарушений прав лиц, пострадавших от преступных действий, обеспечивать им возможность отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, поскольку иное означало бы умаление чести и достоинства личности не только лицом, совершившим противоправные действия, но и самим государством. Потерпевший имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы, которые не могут быть сведены исключительно к возмещению причиненного вреда, - эти интересы в значительной степени связаны также с разрешением вопросов о доказанности обвинения, его объеме, применении уголовного закона и назначении наказания, от решения которых, в свою очередь, во многих случаях зависят реальность и конкретные размеры возмещения вреда; именно поэтому потерпевшему должны обеспечиваться участие в судебном заседании во всех стадиях уголовного процесса, возможность довести свою позицию по существу дела до сведения суда и отстаивать свои права и законные интересы всеми не запрещенными законом способами.

По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 2012 года № 22-П определение территориальной подсудности уголовного дела должно обеспечивать баланс интересов потерпевшего и обвиняемого, полноту, объективность и соблюдение процессуальных сроков рассмотрения уголовного дела, что тем самым будет отвечать закрепленному в ст.6.1 УПК РФ и отраженному в позиции Европейского Суда по правам человека принципу осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок.

В связи с этим суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что проведение судебного разбирательства в географически отдаленном и не имеющим благоприятной транспортной доступности Ольском районном суде Магаданской области, с которой обстоятельства уголовного дела никак не связаны, явно нарушит конституционные и процессуальные права многочисленных потерпевших, их представителей, а также защитников и самих обвиняемых, один из которых находится под домашним арестом в Южно-Сахалинске, на доступ к правосудию и на скорое рассмотрение их уголовного дела. 

Апелляционным постановлением Сахалинского областного суда от 6 марта 2017 года отменено постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 20 января 2017 года о направлении уголовного дела в отношении В., К., Б., Х. и Н. по территориальной подсудности в Ольский районный суд Магаданской области.

Уголовное дело передано для судебного разбирательства со стадии подготовки к судебному заседанию в Южно-Сахалинский городской суд, но иным составом суда. 


Комментарии - 0

Еще материалы в рубрике:

Новости о деятельности правоохранительных органов Сахалина и Курил


    Это читают

    Опрос


    Вы верите в то, что високосные годы несчастливые?